Механизм реализации Программы определяется государственным заказчиком Программы - министерством финансов Астраханской области и предусматривает проведение организационных мероприятий, обеспечивающих ее выполнение.
Механизм реализации Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения ее мероприятий, координацию действий государственного заказчика, обеспечение контроля исполнения программных мероприятий, выработку решений при возникновении отклонений показателей при исполнении мероприятий от запланированных значений и включает:
- разработку проектов нормативных правовых актов Астраханской области, внесение изменений в нормативные правовые акты Астраханской области, необходимые для выполнения Программы, внесение их на рассмотрение Правительством и Думой Астраханской области и принятие;
- перечисление средств бюджета Астраханской области, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области;
- уточнение объемов финансирования по программным мероприятиям;
- управление Программой, эффективное использование средств, выделенных на ее реализацию;
- достижение запланированных результатов при минимальном отклонении от плановых затрат;
- информирование общественности о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий, в том числе о механизмах их реализации.
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 28.03.2008 N 140-П "О Порядке проведения конкурса на лучшие показатели качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области" в рамках Программы предусматривается проведение конкурса на лучшие показатели качества финансового менеджмента исполнительных органов государственной власти Астраханской области.
В соответствии с Постановлением Правительства Астраханской области от 09.03.2010 N 80-П "О мониторинге оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса и уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях Астраханской области" в рамках Программы осуществляется оценка качества организации и осуществления бюджетного процесса и уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях Астраханской области.
Оценка эффективности реализации Программы осуществляется путем расчета результативности ее реализации в целом путем сопоставления фактически достигнутых целевых показателей с показателями, установленными при утверждении Программы, а также расчета степени соответствия фактических затрат бюджета Астраханской области на реализацию Программы запланированному уровню.
В соответствии с данными мониторинга по фактически достигнутым показателям реализации Программы в нее могут быть внесены изменения.
Основным финансовым риском реализации Программы является существенное изменение параметров экономической конъюнктуры по сравнению с теми, которые были предусмотрены при формировании Программы.
Кроме того, возможно невыполнение мероприятий и не достижение запланированных результатов в связи с изменением бюджетного и налогового законодательства.
Для минимизации финансовых рисков реализации Программы необходимо учитывать конъюнктурные колебания при формировании бюджета, принимать меры по стимулированию органов местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области к развитию налогового потенциала муниципальных образований Астраханской области, осуществлять повышение эффективности бюджетных расходов, их оптимизацию при обеспечении гарантированного качества муниципальных услуг.
Кроме того, возможны внешние риски, связанные с не последовательностью проведения социально-экономической политики органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области, что может отразиться на качестве управления муниципальными финансами.
Основными рисками, препятствующими достижению запланированных результатов, являются:
- изменение законодательства Астраханской области в части регулирования предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Астраханской области;
- перераспределение расходных полномочий между органами государственной власти Астраханской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области;
- сокращение доходной базы бюджета Астраханской области и местных бюджетов в связи с изменением налогового и бюджетного законодательства;
- несоблюдение органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области условий предоставления межбюджетных трансфертов.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
- мониторинг выполнения мероприятий Программы;
- разработка и принятие нормативных правовых актов Астраханской области, регулирующих межбюджетные отношения в Астраханской области;
- контроль соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области установленных бюджетным законодательством Российской Федерации ограничений на осуществление бюджетного процесса и проведение регулярной оценки качества управления муниципальными финансами;
- оказание консультационной и методологической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области в разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение качества управления муниципальными финансами.
Снижение указанных рисков возможно как путем контроля за соблюдением муниципальными образованиями Астраханской области установленных бюджетным законодательством Российской Федерации ограничений на осуществление бюджетного процесса, так и проведения ежегодной оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса и уровня открытости бюджетных данных в муниципальных образованиях Астраханской области.