В 2010 - 2013 годах на федеральном уровне были сформулированы, закреплены в нормативных правовых актах и начали применяться на практике основные методологические подходы к формированию государственных программ Российской Федерации. Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" внесены изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающие правовые основания для формирования бюджетов на основе государственных программ.
Основной проблемой при внедрении данного инструмента стратегического планирования на региональном уровне стало отсутствие методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ.
В Краснодарском крае было принято решение о переходе, начиная с 2014 года, на формирование проекта краевого бюджета в программном формате. В 2013 году были утверждены 26 государственных программ Краснодарского края со сроком реализации начиная с 2014 года с учетом действующих в Краснодарском крае долгосрочных и ведомственных целевых программ (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20 июня 2013 года N 607 "О государственных программах Краснодарского края"). Более 80% расходов краевого бюджета 2014 года сформированы в рамках 26 государственных программ Краснодарского края.
В рамках государственных программ Краснодарского края, как и ранее в долгосрочных краевых целевых программах, предусматривается выделение субсидий муниципальным образованиям Краснодарского края. При этом основным условием их предоставления предусматривается достижение целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных в государственной программе задач. Предоставление субсидий, как и прежде, будет осуществляться в соответствии с перечнем расходных обязательств муниципальных образований Краснодарского края, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из краевого бюджета.
Разработка и реализация государственных программ Краснодарского края становится также одним из инструментов механизма реализации Закона Краснодарского края от 9 июля 2013 года N 2767-КЗ "О программе социально-экономического развития Краснодарского края на 2013 - 2017 годы".
В целях дальнейшего развития программно-целевых методов деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края утвержден Порядок принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края (постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 8 мая 2014 года N 430 "Об утверждении Порядка принятия решения о разработке, формирования, реализации и оценки эффективности реализации государственных программ Краснодарского края и о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты главы администрации (губернатора) Краснодарского края"), в соответствии с которым государственные программы Краснодарского края со сроком реализации начиная с 2016 года будут формироваться с учетом составления прогноза сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями края; оценки применения мер государственного регулирования (налоговых льгот, предоставления гарантий и т.п.) в сфере реализации государственных программ; оценки эффективности реализации государственных программ; финансово-экономической экспертизы проектов государственных программ Контрольно-счетной палатой Краснодарского края.
В таком формате государственные программы будут способствовать повышению эффективности государственного управления.
В целях выполнения задач по полномасштабному внедрению программно-целевых методов деятельности исполнительных органов государственной власти Краснодарского края необходимо своевременно утвердить государственные программы Краснодарского края со сроком реализации начиная с 2016 года, для достижения целей которых будут использоваться все инструменты государственного управления. Они должны быть направлены на формирование и применение управленческих механизмов, обеспечивающих координацию, повышение эффективности использования бюджетных ресурсов, более тесную увязку результатов их расходования с целями государственной политики по соответствующим направлениям деятельности, а также пройти через механизм публичного обсуждения проектов государственных программ до их утверждения.
Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает также сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований.
По мере принятия решений на федеральном уровне потребуется внести соответствующие изменения в законодательство Краснодарского края о стратегическом планировании, а также разработать документы долгосрочного бюджетного планирования. Предполагается в дальнейшем встроить государственные программы Краснодарского края в единую систему стратегического планирования, установить взаимосвязь между государственными программами Краснодарского края и муниципальными программами, направленными на достижение целей, соответствующих государственным программам Краснодарского края.
Предполагается, что утверждению государственных программ Краснодарского края будет предшествовать формирование бюджетного прогноза на долгосрочный период, определяющего предельные расходы на реализацию каждой государственной программы Краснодарского края.