Несмотря на относительно короткий срок реализации системных бюджетных реформ, в регионе накоплен позитивный опыт модернизации общественных финансов.
В 2001 - 2004 годах в крае была реализована программа реформирования управления региональными финансами в Краснодарском крае. Основные результаты - автоматизация учета исполнения бюджета, переход на казначейское исполнение бюджета; внедрение системы электронных торгов для государственных заказчиков; создание автоматизированной комплексной системы персонифицированного учета малоимущих граждан для оказания мер социальной поддержки; внедрение информационных баз плательщиков арендных платежей и другие мероприятия.
В 2005 - 2008 годах работа по совершенствованию бюджетного процесса была продолжена в рамках реформ, проводимых на федеральном уровне. В ходе реализации административной и бюджетной реформ оптимизированы полномочия, структура и порядок деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края, в том числе путем пересмотра дублирующих и избыточных функций; проведена инвентаризация предоставляемых государственных услуг, сформированы и утверждены их перечни, внедрены стандарты качества, административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций; созданы многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг; внедрены механизмы противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти Краснодарского края; внедрены отдельные элементы управления по целям и результатам (реестр расходных обязательств, ведомственные целевые программы, доклады о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти края, обоснования бюджетных ассигнований); осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе к утверждению краевого бюджета на трехлетний период.
Внедрены нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений и учреждений профессионального образования, реализующих программы начального профессионального образования; отраслевые системы оплаты труда работников государственных учреждений Краснодарского края; осуществлен переход на одноканальное финансирование и оплату по "законченному случаю" лечения в соответствии со стандартами в здравоохранении; адресное предоставление мер социальной поддержки различных категорий граждан. Благодаря этим мерам произошло снижение неэффективных расходов по отраслям социальной сферы и увеличение заработной платы работников государственных учреждений.
В 2009 - 2010 годах была реализована Программа реформирования региональных финансов Краснодарского края на 2009 - 2012 годы. Основные результаты - создание системы учета потребности и повышения качества предоставляемых государственных услуг, организации мониторинга деятельности бюджетных учреждений и реформирование неэффективного государственного сектора, создание стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
В 2010 - 2012 годах развитие системы управления государственными финансами Краснодарского края осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности расходов краевого бюджета на период до 2012 года (далее - ППЭБР), утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28 декабря 2010 года N 1245. В 2013 году работа по совершенствованию бюджетного процесса продолжалась по основным направлениям данной программы.
Реализация ППЭБР осуществлялась по следующим направлениям: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости краевого бюджета; повышение качества и эффективности оказания государственных услуг (выполнения работ); развитие программно-целевого инструмента повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета; развитие системы финансового контроля; оптимизация функций государственного управления и повышение эффективности их обеспечения; повышение эффективности управления государственным имуществом; повышение энергоэффективности экономики; развитие информационно-аналитических систем управления государственными финансами Краснодарского края; совершенствование контрактных отношений.
С 1 января 2011 года в отношении краевых учреждений реализуется Федеральный закон от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Основные результаты - создание стимулов к более эффективной работе учреждений, повышение ответственности их руководителей, улучшение качества планирования бюджетных расходов. В крае проводится мониторинг выполнения учреждениями государственных заданий на предоставление государственных услуг (выполнение работ) по количественным и качественным показателям. По результатам мониторинга формируются планы по решению выявленных проблем. В отдельных отраслях для учреждений установлены количественно измеримые финансовые санкции за нарушение условий выполнения государственных заданий.
Осуществляется переход к "эффективному контракту" с работниками государственных учреждений. Проводится ежемесячный мониторинг превышения предельно допустимых размеров просроченной кредиторской задолженности государственных учреждений Краснодарского края.
Проведена оптимизация состава, полномочий и функций органов исполнительной власти Краснодарского края, перечня предоставляемых ими государственных услуг, а также сети государственных унитарных предприятий Краснодарского края. Организовано проведение оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств краевого бюджета, главными администраторами доходов (источников финансирования дефицита) краевого бюджета; оценки результатов, достигнутых муниципальными образованиями Краснодарского края в сфере повышения эффективности бюджетных расходов; оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях края; оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.
Доля охваченных программно-целевым методом бюджетных расходов в общем объеме расходов краевого бюджета постоянно увеличивается (с 15,4% в 2008 году до 78,8% в 2013 году). В период реализации ППЭБР проведена подготовительная работа к переходу с 2014 года к программной структуре расходов краевого бюджета.
Проведены мероприятия по организации использования с 1 января 2011 года официального сайта Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Создан и развивается портал "Открытое правительство Краснодарского края" (open.krasnodar.ru) для обеспечения открытости работы исполнительных органов государственной власти Краснодарского края и вовлечения экспертного общества, структур гражданского общества в процесс управления регионом.
В рамках перехода на оказание услуг по осуществлению юридически значимых действий органами исполнительной власти Краснодарского края в электронной форме переведены в электронный вид 225 государственных услуг Краснодарского края, из них 143 государственных услуги могут быть полностью получены в электронном виде через портал государственных услуг (3 - 5 уровни).
В целях снижения административных барьеров, повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" созданы 49 многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг во всех муниципальных районах и городских округах края, что охватывает 100% населения.
Проводится изучение мнения населения о качестве предоставляемых государственных услуг (функций). Работает информационная система "Общественный контроль" (nk.krasnodar.ru), с помощью которой можно оставить обращение по конкретной проблеме по вопросам обслуживания и развития инфраструктуры муниципальных образований Краснодарского края.
Большое внимание уделяется повышению прозрачности бюджетного процесса. На сайте министерства финансов Краснодарского края в открытом доступе публикуется актуальная информация о бюджетном процессе, в том числе в графическом виде, законы (проекты законов) о краевом бюджете, отчетность об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета Краснодарского края, информация о государственном долге, об исполнении местных бюджетов, сравнительных характеристиках с другими регионами России и прочая информация.
С 2005 года проводится общественное обсуждение проекта краевого бюджета на очередной период и отчета о его исполнении на публичных слушаниях, с 2012 года - на выездных парламентских слушаниях в муниципальных образованиях Краснодарского края. Цель этих мероприятий - доведение до граждан ключевых позиций краевого бюджета, информации о ресурсах, направляемых на социально-экономическое развитие муниципальных образований Краснодарского края.
На регулярной основе осуществляется публикация (размещение на сайте министерства финансов Краснодарского края) брошюры (информационного ресурса) в формате "бюджет для граждан" с изложением информации: по проекту краевого бюджета - с 2005 года, об исполнении краевого бюджета - с 2012 года, по закону о краевом бюджете и о текущем исполнении краевого бюджета - с 2013 года.
Создается интернет-портал государственных программ Краснодарского края. Обеспечена доступность для внешних пользователей информации о деятельности 6 тысяч государственных и муниципальных учреждений края (плановые и фактические показатели деятельности, бухгалтерская отчетность и др.) на общероссийском сайте государственных и муниципальных учреждений.
По результатам конкурсного отбора Краснодарский край в числе лучших регионов в 2012 году получил из федерального бюджета субсидию на реализацию региональной программы повышения эффективности бюджетных расходов (55 млн. рублей).
По итогам оценки работы субъектов Российской Федерации по развитию регионального налогового потенциала за 2011 год Краснодарский край занял второе место и получил в 2012 году дотацию из федерального бюджета в объеме 777 млн. рублей.
По итогам работы органов исполнительной власти регионов за 2012 год Краснодарский край вошел в 20 лидеров, заняв 4-е место, и получил в 2013 году дотацию из федерального бюджета в объеме 272,8 млн. рублей.
Согласно рейтингу, составленному Центром прикладной экономики, край стал лидером среди регионов по уровню открытости бюджетных данных за 2013 год.
По оценке Минфина России, за 2009, 2010, 2011 годы Краснодарский край входил в число российских регионов с высоким качеством управления региональными финансами. По итогам 2012 года край отнесен к группе субъектов Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами.