Комментарий к Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (постатейный)

Комментарий к статье 12. Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение

1. Настоящая статья определяет правовую конструкцию гарантирующей организации и ее отношений с организациями, которые осуществляют холодное водоснабжение (водоотведение).

Гарантирующая организация:

- является организацией-элементом системы холодного водоснабжения (водоотведения) с функциональными, технологическими, организационно-управленческими и публично-договорными признаками (см. комментарий к п.6 ст.2 Закона);

- определяется решением муниципалитета в отношении каждой централизованной системы холодного водоснабжения (водоотведения);

- обладает публичными обязательствами заключения определенных 3 видов договоров (холодного водоснабжения, водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения);

- заключает публичные обязательства с определенными субъектами (объекты таких субъектов подключены, технологически присоединены к централизованной системе холодного водоснабжения, водоотведения);

- получает статус гарантирующей, если к ее сетям подключено (присоединено) наибольшее число абонентов (относительно остальных организаций);

- обладает дополнительными обязанностями, поскольку должна заключать все необходимые договоры согласно ст.13-17 Закона, обязана контролировать качество воды в централизованной системе водоснабжения (водоотведения), независимо от принадлежности элементов этой системы (ч.3 ст.25 Закона);

- должна быть назначена органами местного самоуправления с определением зоны деятельности до 01.07.2013 г. (ч.2 ст.42 Закона);

- обладает в сфере тарифного регулирования льготами переходного периода, поскольку согласно ч.3 ст.42 Закона в течение 2 лет после определения гарантирующей организации ее тарифы могут устанавливаться различными для одной категории абонентов, дифференцированно по территориям с целью выравнивания темпа роста тарифов для различных абонентов.

Нормы ч.1 рассматриваемой статьи регламентируют обязанности органов местного самоуправления определять гарантирующую организацию и устанавливать зоны ее деятельности с исключением централизованных ливневых систем водоотведения.

По данному поводу стоит добавить, что согласно ст.2 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" с 01.01.2017 г. ч.1 ст.12 Закона после слов "Органы местного самоуправления" дополняется словами "(за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом)".

То есть, обязанности органов местного самоуправления определять гарантирующую организацию и устанавливать зоны ее деятельности с исключением централизованных ливневых систем водоотведения дополняются исключениями, которые должны определяться положениями Закона. Например, согласно ч.4 ст.38.1 Закона (действует с 01.01.2017 г.) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым определяет для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и устанавливает зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения в Крыму гарантирующая организация не определяется.

В отношении обозначенного исключения так называемых "ливневок" следует отметить, что их эксплуатация нередко сопровождается спорными ситуациями (см., например, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2012 г. по делу N А44-3239/2011; постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2010 г. по делу N А57-8286/2010).

2. В ч.2 комментируемой статьи обозначено условие наделения статусом гарантирующей организации, если к водопроводным (канализационным) сетям такой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение (водоотведение).

То есть, публичный характер эксплуатации систем водоснабжения (водоотведения) сопровождается определенными гарантиями государственной (муниципальной) власти в части нормального функционирования таких систем. Поэтому представляется логичным определять исполнителем таких гарантий такого субъекта, который обеспечивает водоснабжением (водоотведением) большинство абонентов соответствующей централизованной системы.

О системе информирования граждан (населения) см. комментарий к ч.12 ст.24 Закона.

3. Правила ч.3 настоящей статьи устанавливают порядок легитимации решения органов местного самоуправления о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение), статусом гарантирующей организации. Следует отметить, что критерий легитимации в данном случае условен, поскольку нет соответствующих правил о статусе гарантирующей организации и норм, обеспечивающих ответственность за нарушение комментируемого правила.

В этой связи стоит добавить, что согласно ст.2 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 355-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О водоснабжении и водоотведении" с 01.01.2017 г. ч.3 ст.12 Закона после слов "Решение органа местного самоуправления" дополняется словами "(за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом)".

Таким образом, порядок легитимации муниципального решения о наделении организации, осуществляющей холодное водоснабжение (водоотведение), статусом гарантирующей организации дополняется исключениями, которые должны определяться положениями Закона. Например, согласно ч.4 ст.38.1 Закона (действует с 01.01.2017 г.) уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым определяет для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и устанавливает зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения в Крыму гарантирующая организация не определяется.

Вместе с этим следует обратить внимание на Обзор судебной практики ВС РФ N 3 (2016) (утв. Президиумом ВС РФ 19.10.2016), в п.32 которого указывается, что акт органа местного самоуправления, определяющий конкретную гарантирующую организацию (список организаций) услуг водоснабжения и (или) водоотведения, относится к числу ненормативных актов, принятых в рамках организационно-распорядительных полномочий соответствующих органов. Данный акт не обладает существенными признаками, указанными в п.9 постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", поскольку не устанавливает правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение. Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения, взаимные права и обязанности субъектов этих правоотношений, условия реализации ими прав и обязанностей и последствия нарушения возникают из положений Закона и нормативных актов Правительства РФ, имеющих по отношению к постановлению администрации большую юридическую силу (см. определение Верховного Суда РФ от 09.06.2016 г. N 301-КГ15-20284 по делу N А82-7100/2015).

Говоря об обязанности размещения решения органами местного самоуправления о наделении организации статусом гарантирующей в течение 3 дней на официальном сайте муниципалитета в сети "Интернет" (на официальном сайте субъекта РФ), следует отметить, что сайтом в сети "Интернет" является совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть "Интернет" по доменным именам (по сетевым адресам), позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".

Основы правового регулирования системы информирования граждан (населения) в рассматриваемой сфере регламентированы в положениях Федерального закона от 09.02.2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления".

4. Положения ч.4 рассматриваемой статьи определяют обязанности гарантирующей организации по обеспечению холодного водоснабжения (водоотведения) посредством заключения договоров, необходимых для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения (водоотведения) согласно федеральному законодательству. При этом объекты капитального строительства абонентов должны быть присоединены к централизованной системе холодного водоснабжения (водоотведения) в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации в соответствии с требованиями ст.18 Закона.

5. Нормы ч.5-7 комментируемой статьи регламентируют перечень 3 публичных обязанностей эксплуатантов отдельных объектов централизованной системы холодного водоснабжения (водоотведения), в частности:

- обязанности заключения с соответствующей гарантирующей организацией такой системы договоров, необходимых для обеспечения холодного водоснабжения (водоотведения);

- обязанности осуществления забора, водоподготовки (транспортировки) воды в объеме, который необходим для осуществления холодного водоснабжения абонентов, подключенных (технологически присоединенных) к такой системе (с учетом потерь в водопроводных сетях);

- обязанности оборудования приборами учета воды точек присоединения к другим водопроводным сетям, входящим в такую систему, а также создания мест отбора проб воды и обеспечения доступа представителям соответствующей гарантирующей организации к этим приборам учета и местам отбора проб воды (по требованию гарантирующей организации).