Комментарий к Федеральному закону от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (постатейный)

Комментарий к статье 3. Цели и принципы государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения

1. Выработку государственной политики в области водоснабжения (водоотведения) в рамках политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России) (см. постановление Правительства РФ от 18.11.2013 г. N 1038 "О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации").

Положения ч.1 комментируемой статьи определяют 5 общих целей государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения. Указанные цели реализуются посредством обозначенных в Законе правовых систем, механизмов, конструкций, норм и правил. Кроме того цели государственной политики в рассматриваемой сфере могут реализовываться в других нормативных правовых актах.

Например, цель охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения (водоотведения) реализуется путем внедрения в работу заинтересованных субъектов правовых конструкций:

- системы требований к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего (холодного) водоснабжения, в т.ч. открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), которые устанавливаются ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и ФЗ "О техническом регулировании" (см. ч.3 ст.1 Закона);

- порядка осуществления производственного контроля качества питьевой воды, качества горячей воды, утверждаемого Правительством РФ согласно п.3 ч.1 ст.4 Закона;

- качества воды на бесхозяйных объектах централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения, определяемого в ч.7 ст.8 Закона;

- договора горячего или холодного водоснабжения, поскольку согласно ч.1 ст.13 Закона критерии качества воды являются его существенным условием;

- обеспечения качества питьевой воды, горячей воды, правила которого регламентированы ст.23-25 Закона.

Цель государственной политики в повышении энергетической эффективности путем экономного потребления воды также опосредована в некоторых нормах комментируемого Закона, например:

- полномочия Минстроя России согласно п.4 ч.2 ст.4 Закона включают определение показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения (водоотведения), включая показатели физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения), объектов нецентрализованных систем холодного и горячего водоснабжения, и порядка осуществления мониторинга таких показателей;

- полномочия региональных органов исполнительной власти в сфере водоснабжения (водоотведения) в соответствии с п.10.1 ч.1 ст.5 Закона заключаются в мониторинге показателей технико-экономического состояния систем водоснабжения (водоотведения), в т.ч. показателей физического износа и энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения), объектов нецентрализованных систем холодного (горячего) водоснабжения;

- механизм обеспечения качества питьевой воды в порядке ч.3 ст.23 Закона включает критерий экономической неэффективности использования источников забора воды и т.д.

В свою очередь цель снижения негативного воздействия на водные объекты путем повышения качества очистки сточных вод реализуется следующими правовыми конструкциями:

- нормами общих правил осуществления горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения), которые согласно п.3 ч.11 ст.7 Закона должны включать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом видов таких систем;

- существенными условиями договора водоотведения, которые в порядке п.6 ч.5 ст.14 Закона включают наряду с другими порядок контроля за соблюдением абонентами требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения;

- системой обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоснабжения (водоотведения), отраженной в 5 главе Закона (ст.26-30) как механизмы предотвращения негативного воздействия на окружающую среду при осуществлении водоотведения, при отведении сточных вод абонента в централизованные системы водоотведения, а также как перечень особенностей исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (возмещения вреда окружающей среде) и контроля состава и свойств сточных вод.

Следующая цель государственной политики в сфере водоснабжения (водоотведения) определена в обеспечении доступности водоснабжения (водоотведения) для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), соотносится со второй целью повышения энергетической эффективности путем экономного потребления воды и реализуется в обозначенных ранее правилах п.4 ч.2 ст.4, п.10.1. ч.1 ст.5, ч.3 ст.23 Закона, а также в других нормах настоящего Закона, например:

- методы тарифного регулирования в сфере водоснабжения (водоотведения) направлены на поощрение экономного водопотребления, поскольку согласно п.2 ч.12 ст.32 Закона дополнительные средства, полученные в результате снижения затрат из-за повышения эффективности деятельности организации, остаются в ее распоряжении в течение пяти лет;

- в соответствии с п.1 ч.3 ст.41 Закона производственная программа должна наряду с другими содержать перечень плановых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке.

Последняя в обозначенном перечне цель обеспечения развития централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), также взаимодействует с целями эффективности (п.2 и 4 ч.1 настоящей статьи) и отражается в указанных нормах их реализации. При этом основное направление развития привлечения инвестиций реализуется во множестве правил и норм Закона, которые относятся к инвестиционным программам в рассматриваемой сфере водоснабжения (водоотведения), например:

- отражение в п.2 ч.2 настоящей статьи вторым основным принципом государственной политики в рассматриваемой правовой сфере фактор создания условий для привлечения инвестиций в область водоснабжения (водоотведения), для обеспечения гарантий возврата частных инвестиций;

- механизмы подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения (водоотведения), которые согласно ч.6-13 ст.18 Закона включают нормы, относящиеся к инвестиционным программам;

- механизмы инвестиционных программ, обозначенные в ст.40 Закона, и пр.

Следует добавить, что кроме норм и правил комментируемого Закона цели государственной политики в рассматриваемой сфере могут реализовываться в других нормативных правовых актах. Так в федеральной целевой программе "Чистая вода" на 2011-2017 годы (утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.2010 г. N 1092) обозначены меры по охране здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения (водоотведения), а также по обеспечению доступности водоснабжения (водоотведения) для абонентов и прочих целей государственной политики, включающие приоритетные направления развития водохозяйственного комплекса в долгосрочной перспективе.

2. В ч.2 комментируемой статьи обозначено 8 основных принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, которые представляются исходными, определяющими началами, правовыми трафаретами в механизме правового регулирования в области водоснабжения (водоотведения). Первый общий принцип государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения определяет приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению, что соответствует первой цели этой политики, состоящей согласно п.1 ч.1 настоящей статьи в охране здоровья населения и улучшении качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения (водоотведения).

Второй принцип создания условий для привлечения инвестиций в область водоснабжения (водоотведения) и обеспечения гарантий возврата частных инвестиций направлен на реализацию пятой цели государственной политики в соответствии с п.5 ч.1 комментируемой статьи и подтверждается в соответствующих правовых механизмах и нормах инвестирования, указанных в Законе (см. п.8 ст.2, ч.6-13 ст.18, ст.40 Закона).

Третий общий принцип обеспечения технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) имеет отношение ко всем целям государственной политики в области водоснабжения (водоотведения) и большинству норм комментируемого Закона, поскольку единство и целостность централизованных систем горячего (холодного) водоснабжения (водоотведения) достигаются соблюдением всех требований Закона, относящихся к централизованным системам водоснабжения (водоотведения).

Четвертый принцип достижения и соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее (холодное) водоснабжение (водоотведение), и их абонентов как и второй принцип определяет вектор реализации пятой цели государственной политики в комментируемой сфере. Правило баланса интересов следует из одновременной защиты конституционных прав и граждан, и субъектов экономической деятельности. По данному поводу в постановлении Конституционного Суда РФ от 20.12.2010 г. N 22-П указано, что для обеспечения баланса интересов в области общественных отношений необходимо, чтобы цели ограничения прав и свобод были не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения - адекватны указанным целям и требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями следует использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные ими меры.