Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 19 апреля 2017 года N 737-р

     

[Об утверждении Стратегии обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия).

2. Минпромторгу России:

с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в 6-месячный срок подготовить и представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти обеспечить реализацию Стратегии;

обеспечить мониторинг и контроль реализации положений Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 19 апреля 2017 года N 737-р

     

Стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года

     

     

     

I. Введение


Стратегия обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия) является документом стратегического планирования, содержащим систему долгосрочных приоритетов, целей и задач развития системы обеспечения единства измерений.

Развитие экономики промышленно развитых стран, к которым относится Российская Федерация, невозможно без повышения эффективности производства и производительности труда. Основным направлением для обеспечения этих факторов является переход к инновационной экономике, основанной на развитии науки и широком внедрении ее достижений в производство. Современная наука и производство насыщены средствами измерений, показатели точности которых характеризуют уровень развития науки и производства. То же можно сказать о таких высокотехнологичных видах деятельности, как транспорт, энергетика, медицина, сфера обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

При этом задачи обеспечения широкой производственной кооперации, оценки соответствия параметров высокотехнологичной продукции на всех стадиях жизненного цикла требуют обеспечения единства измерений, в том числе в международном масштабе.

Таким образом, развитие системы обеспечения единства измерений направлено на достижение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития и обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации, а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. на решение стоящих перед государствами - членами Евразийского экономического союза общих задач по устойчивому экономическому развитию, всесторонней модернизации и усилению конкурентоспособности национальных экономик в рамках глобальной экономики.

Достижение указанных целей в части развития системы обеспечения единства измерений обеспечивается путем повышения точности, объективности, достоверности и сопоставимости результатов измерений, применяемых в различных отраслях экономики и государственного управления.

В основу разработки Стратегии положена концепция, заключающаяся в том, что система обеспечения единства измерений является элементом государственной инфраструктуры, без которого производство материальных благ невозможно.

Система обеспечения единства измерений аналогична таким элементам инфраструктуры экономики, как, например, транспорт, электроэнергетика, связь, которые необходимы для производства промышленной продукции, товарообмена, а также при реализации таких государственных функций, как налогообложение, оборона и безопасность.

При этом в соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений" сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, выполняемые при осуществлении многих видов деятельности, относящихся к инфраструктурным элементам экономики.

Опыт стран - лидеров в области промышленного развития показывает, что высокий уровень развития экономики может быть достигнут только путем внедрения в важнейшие сферы деятельности государства передовых технологий, основанных на современных достижениях науки, техники, информатизации, неотъемлемой частью которых являются точные измерения. В настоящее время нет ни одной высокотехнологичной и наукоемкой сферы деятельности, в которой не использовались бы результаты высокоточных измерений.

Поэтому современная развитая система обеспечения единства измерений необходима для реализации стратегической цели социально-экономического развития Российской Федерации - достижения уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей обороноспособность и национальную безопасность государства, а также реализацию конституционных прав граждан.

Сфера влияния системы обеспечения единства измерений распространяется на достижение таких целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития, как экономика лидерства и инноваций, экономика, конкурентоспособная на мировом уровне, безопасность граждан и общества, взаимодействие государства, частного бизнеса и общества как субъектов инновационного развития.

В Стратегии представлена общая характеристика системы обеспечения единства измерений и ее место в экономике страны. Проведена оценка состояния системы обеспечения единства измерений и определены ее основные системные проблемы. В соответствии с предложенной концепцией сформулирована цель Стратегии.

Проведен анализ задач и приоритетов в области развития экономики и обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации, решение которых невозможно без развития системы обеспечения единства измерений. По результатам анализа сформулированы приоритеты и задачи развития системы обеспечения единства измерений в Российской Федерации до 2025 года.

Для мониторинга реализации Стратегии установлены 4 группы целевых показателей, характеризующих состояние системы обеспечения единства измерений, уровень ее развития. Первая группа показателей характеризует степень удовлетворенности граждан, экономики и государства уровнем развития и функционирования системы обеспечения единства измерений. Вторая группа показателей характеризует общий уровень развития системы обеспечения единства измерений. Третья группа показателей характеризует решение важнейшей системной проблемы - импортозамещения в области эталонной базы и средств измерений. Четвертая группа показателей характеризует уровень развития системы обеспечения единства измерений в области обороны и безопасности государства.

II. Общие положения

     

     

     
1. Система обеспечения единства измерений и ее место в экономике страны


Единство измерений в стране достигается в результате функционирования системы обеспечения единства измерений, которую образуют совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, нормативно-технических и методических документов в области обеспечения единства измерений, участники системы обеспечения единства измерений, эталонная база и парк средств измерений.

Государством выделены сферы национальной экономики, в которых государство принимает на себя ответственность за обеспечение единства измерений и осуществляет непосредственное регулирование. К деятельности в этих сферах, перечень которых определен статьей 1 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений", устанавливаются обязательные метрологические требования. При этом указанным Федеральным законом установлено, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в указанных сферах деятельности, определяют виды измерений, относящиеся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, и устанавливают к ним обязательные метрологические требования. Предприятия и организации, осуществляющие измерения в указанных сферах деятельности, должны соблюдать обязательные метрологические требования к таким измерениям.

Таким образом, участниками или конечными пользователями системы обеспечения единства измерений являются субъекты экономической деятельности, функционирование которых в отсутствие системы обеспечения единства измерений было бы невозможно.

В сферах национальной экономики, не относящихся к области государственного регулирования обеспечения единства измерений, государство создает необходимые условия для самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов по обеспечению единства измерений.

Система обеспечения единства измерений обеспечивает надежное и эффективное функционирование, в том числе таких областей деятельности, как здравоохранение, охрана окружающей среды, обеспечение безопасных условий и охраны труда, выполнение государственных учетных операций, учет количества энергетических ресурсов, обеспечение обороноспособности и безопасности государства. Признание результатов измерений и испытаний, осуществленных в какой-либо стране, возможно только при наличии метрологической инфраструктуры, действующей по принятым международным принципам и правилам.

Позиционирование системы обеспечения единства измерений как инфраструктурной обеспечивающей системы требует введения ряда новых показателей ее развития, в том числе характеризующих степень удовлетворенности граждан и хозяйствующих субъектов состоянием системы обеспечения единства измерений.

На современной постиндустриальной инновационной стадии развития общества результаты измерений, выполняемых с наилучшей возможной точностью, используются на всех стадиях жизненного цикла любой высокотехнологичной продукции, начиная от проектирования и заканчивая утилизацией. Точность и разнообразие измерений определяют и характеризуют уровень развития науки, промышленности, здравоохранения, энергетики, транспорта, обороноспособности, что обусловливает необходимость опережающего развития системы обеспечения единства измерений. Опыт передовых стран показывает, что опережающее развитие системы обеспечения единства измерений как одной из наиболее высокотехнологичных сфер экономики оказывает стимулирующее воздействие на развитие других ее элементов.

В глобальном масштабе международная промышленная кооперация и торговля требуют интеграции систем обеспечения единства измерений всех промышленно развитых стран, заключающейся в применении общих единиц величин, измерительных процедур и установлении эквивалентности эталонов.

2. Цели Стратегии и задачи развития системы обеспечения единства измерений


Основополагающим направлением развития системы обеспечения единства измерений является удовлетворение потребностей государства, частного бизнеса и общества в достоверных результатах измерений, необходимых для устойчивого социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и национальной безопасности Российской Федерации.

Целями Стратегии являются:

развитие системы обеспечения единства измерений до уровня стран - лидеров в области промышленного развития, обеспечение ее эффективного функционирования с использованием преимущественно отечественных импортонезависимых технологий и приборной базы;

создание условий, способствующих построению инновационной экономики Российской Федерации;

достижение полного метрологического обеспечения измерений в сфере государственного регулирования, в том числе в области обороны и безопасности государства.

Задачи развития системы обеспечения единства измерений в соответствии с поставленными целями формулируются с учетом задач и приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации, обеспечения ее обороноспособности и национальной безопасности, приведенных в документах стратегического планирования Российской Федерации.

К общеэкономическим задачам относятся:

создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий;

укрепление международных позиций Российской Федерации;

расширение использования преимуществ международной интеграции;

расширение Евразийского экономического союза, учрежденного Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., включая гармонизацию законодательства и правоприменительной практики.

В области социально-экономического развития Российской Федерации основными приоритетами являются повышение конкурентоспособности национальной экономики, улучшение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Важнейшим приоритетом является формирование национальной инновационной системы, включающей:

интегрированную с высшим образованием систему научных исследований и разработок, развитие внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инфраструктуры (центры коллективного пользования);

обеспечение экономики высокопрофессиональными кадрами.

В сфере промышленности приоритетами являются:

формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего лидерство Российской Федерации в научных исследованиях и технологиях по приоритетным направлениям, формирование центров глобальной компетенции в промышленности, в сфере интеллектуальных услуг и других секторах экономики, в том числе в кооперации с ведущими мировыми производителями, выход на мировые рынки с новыми высокотехнологичными продуктами;

модернизация высокотехнологичных отраслей экономики с помощью интенсивного технологического обновления массовых производств на базе новых энерго- и ресурсосберегающих экологически безопасных технологий.

В сфере здравоохранения приоритетами являются:

повышение качества и доступности медицинского обслуживания за счет использования перспективных информационных и телекоммуникационных технологий, достижений в области фармацевтики, биотехнологий и нанотехнологий.

В сфере энергетической безопасности приоритетами являются:

преодоление дефицита энергетических мощностей (в генерации и передаче электроэнергии), внедрение ресурсосберегающих технологий в электроэнергетике, использование экологически чистых, возобновляемых источников энергии;

широкомасштабное повышение энергоэффективности, распространение высокоинтегрированных интеллектуальных системообразующих и распределительных электрических сетей нового поколения, способствующих превращению энергосети из "пассивного" устройства передачи электроэнергии в "активный" элемент управления режимами работы.

В сфере экологии приоритетами являются:

создание системы нормирования допустимого воздействия вредных факторов на окружающую среду и их снижение до уровней, соответствующих наилучшим доступным технологиям, введение юридически обязывающих ограничений на выбросы углекислого газа;

создание технологий дистанционной оценки состояния экосистем;

повышение экологических требований к зданиям и сооружениям, к продуктам питания, к потребительским товарам, к экологичности транспортных средств, к отходам.

Для достижения стратегических целей национальной обороны требуются обеспечение современными видами вооружения, военной и специальной техники, модернизация оборонно-промышленного комплекса, в том числе на основе технологий двойного назначения, включая технологическое обновление таких секторов, как машиностроение, автомобилестроение, станкостроение, приборостроение, судостроение, авиастроение, ракетостроение, которые имеют решающее значение для повышения среднего технологического уровня промышленности и обеспечения импортозамещения.

Обеспечение национальной безопасности государства в чрезвычайных ситуациях достигается путем развития единой государственной системы мониторинга, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Приведенные выше приоритеты и задачи социально-экономического развития Российской Федерации позволяют определить основные направления и приоритеты развития системы обеспечения единства измерений, к которым относятся:

создание механизма прогнозирования потребностей экономики и общества в измерениях;

обновление законодательства Российской Федерации в области обеспечения единства измерений для его соответствия потребностям общества и государства;

развитие эталонной базы Российской Федерации;

развитие метрологического обеспечения в области обороны и безопасности государства;

развитие Государственной службы времени, частоты и определения параметров вращения Земли, Государственной службы стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов, Государственной службы стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов в соответствии с современными потребностями экономики;