Действующий

О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы

     
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2017 года N 399

     

Изменения, которые вносятся в государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы



Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 года N 318
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2017 года N 399)

     

Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы


Паспорт государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы

Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Соисполнитель Программы

-

Федеральное агентство лесного хозяйства

Участники Программы

-

отсутствуют

Подпрограммы Программы

-

"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов";
"Стратегическое управление лесным хозяйством"

Цели Программы

-

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов

Задачи Программы

-

создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

лесистость территории Российской Федерации;
доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
отношение площади земель лесного фонда, занятой лесными насаждениями, к площади земель лесного фонда, выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов; объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда;
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины

Этапы и сроки реализации Программы

-

2013-2020 годы, в том числе:
I этап - 2013-2014 годы;
II этап - 2015-2017 годы;
III этап - 2018-2020 годы

Объем бюджетных ассигнований Программы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013-2020 годах составляет 240621490,1 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 29610895,2 тыс. рублей;
в 2014 году - 31912016,9 тыс. рублей;
в 2015 году - 33535578,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 27756265,8 тыс. рублей;
в 2017 году - 27493700,8 тыс. рублей;
в 2018 году - 27442746,4 тыс. рублей;
в 2019 году - 27364238,3 тыс. рублей;
в 2020 году - 35506048,2 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

-

в результате реализации I этапа Программы предполагается:
сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,6 процента;
сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,54 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 20,3 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда;
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 33 процентов.

В результате реализации II этапа Программы предполагается: поддержание лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,4 процента;
сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 26,1 процента (достижение уровня 25,6 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда);
сохранение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,1 процента.
В результате реализации III этапа Программы предполагается: сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента;
сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 33 процента (достижение уровня 27 рублей в расчете на 1 га земель лесного фонда);
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 34,1 процента

     

Паспорт подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы

Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы)

-

Федеральное агентство лесного хозяйства

Участники подпрограммы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цель подпрограммы

-

создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия

Задачи подпрограммы

-

повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров;
повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятного воздействия внешней среды;
актуализация информации и развитие системы данных государственного лесного реестра;
создание условий для рационального, многоцелевого, неистощительного и эффективного использования лесов;
обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе предотвращение нелегальных рубок;
повышение эффективности восстановления погибших и вырубленных лесов, качества селекционных и генетических свойств посадочного материала;
повышение качества кадрового обеспечения

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

-

доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;
доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров;
площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, охваченных государственным лесопатологическим мониторингом наземными способами;
доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями;
отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними;
отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов;
сокращение объема незаконных рубок по отношению к объему таких рубок в предыдущем году;
доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
протяженность лесных дорог, построенных за год;
доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства;
доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян;

доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала;
формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;
увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения;
создание искусственных лесных насаждений на площадях, ранее не занятых лесом;
площадь рубок ухода в молодняках;
площадь лесных плантаций;
средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс.га земель лесного фонда;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов;
отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов)

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

I этап - 2013-2014 годы;
II этап - 2015-2017 годы;
III этап - 2018-2020 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований в 2013-2020 годах составляет 204765192,4 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 23389059,1 тыс. рублей;
в 2014 году - 26888174,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 27255376,4 тыс. рублей;
в 2016 году - 23727330,1 тыс. рублей;
в 2017 году - 23886436,2 тыс. рублей;
в 2018 году - 24172492,8 тыс. рублей;
в 2019 году - 24573350,7 тыс. рублей;
в 2020 году - 30872972,9 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается:
создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы, а также региональных и местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров (1550 единиц);
организация системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением;
обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах;
осуществление наземного (около 85 млн.га ежегодно), авиационного (455 млн.га ежегодно) и космического (1,1 млрд.га ежегодно) мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
ежегодное осуществление плановых лесозащитных мероприятий;
создание эффективной системы управления защитой лесов;
проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади порядка 97322,9 тыс.га;

увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда до 20,4 процента;
увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента;
увеличение площади рубок ухода в молодняках до 360 тыс.га.
В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается:
разработка новых средств обнаружения лесных пожаров (средства визуального и инфракрасного мониторинга, беспилотные летательные аппараты) и тушения лесных пожаров (высоконапорные помпы, эффективные реагенты для тушения торфяных пожаров), а также технологий тушения лесных пожаров (применение взрывчатых веществ, использование подземных источников водоснабжения, предварительная обработка лесных участков противопожарными реагентами, использование каркасных (мягких) емкостей для перекачивания воды и др.);
разработка и внедрение новых средств локализации и ликвидации очагов вредных организмов на основе инновационных научных достижений;
проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами ежегодно на площади 97322,9 тыс.га;
сохранение на уровне 21,7 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда; доведение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента;
доведение площади рубок ухода в молодняках до 303,6 тыс.га;

сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс.га;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов.
В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается: внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров;
проведение к 2020 году государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 97322,9 тыс.га ежегодно;
сохранение на уровне 21,2 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 2,5 процента;
сохранение площади рубок ухода в молодняках на уровне 297,3 тыс.га; сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс.га;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов

     

Паспорт подпрограммы "Стратегическое управление лесным хозяйством"

Ответственный исполнитель подпрограммы

-

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Участники подпрограммы

-

отсутствуют

Программно-целевые инструменты подпрограммы

-

отсутствуют

Цели подпрограммы

-

повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики

Задачи подпрограммы

-

совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере лесного хозяйства;
повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере лесных отношений;
повышение качества научно-аналитического обеспечения;
повышение эффективности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы;
развитие международного сотрудничества по вопросам лесного хозяйства

Показатели (индикаторы) подпрограммы

-

доля площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков);
доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов;
доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
доля объема финансирования лесных научных исследований в общем объеме финансировании лесного хозяйства;
доля инновационных разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований;
оценка качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства;
динамика производительности труда относительно уровня предыдущего года;
количество высокопроизводительных рабочих мест;
внутренние затраты на исследования и разработки;
доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства

Этапы и сроки реализации подпрограммы

-

2013-2020 годы, в том числе:
I этап - 2013-2014 годы;
II этап - 2015-2017 годы;
III этап - 2018-2020 годы

Объем бюджетных ассигнований подпрограммы

-

общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013-2020 годах составляет 35856297,7 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 6221836,1 тыс. рублей;
в 2014 году - 5023842,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 6280202,1 тыс. рублей;
в 2016 году - 4028935,7 тыс. рублей;
в 2017 году - 3607264,6 тыс. рублей;
в 2018 году - 3270253,6 тыс. рублей;
в 2019 году - 2790887,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 4633075,3 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы

-

в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается:
увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 23 процентов;
осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 43 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
создание 2 инновационно-внедренческих центров на базе центров, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства;
доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 54 баллов.
В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается:
увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 10,8 процента;
увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 34 процентов;
осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 60 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
создание филиала федерального бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства" в Сибирском федеральном округе;
создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства";

доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 60 баллов;
доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 100 процентов;
доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 17,7 тыс. человек;
доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 343,71 млн. рублей.
В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается:
увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 36,6 процента;
увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 58 процентов;
осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 75 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства";
доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 66 баллов;
доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 104,2 процента;
доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 25,6 тыс. человек;
доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 369,08 млн. рублей

     

1. Приоритеты и цели государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы


На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:

создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциалы);

улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.

Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов. Предполагается, что к 2020 году прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (Соединенные Штаты Америки, Канада и др.).

Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 482 (далее - Стратегия), определены следующие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:

истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;

недостаточная точность учета лесных ресурсов;

низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;

значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых намного выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;

невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;