ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 30 марта 2017 года N 583-р

[Об утверждении Концепции создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и плана мероприятий по ее реализации]

(с изменениями на 18 октября 2018 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2253-р.

____________________________________________________________________



1. Утвердить прилагаемые:

Концепцию создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза;

план мероприятий по реализации Концепции создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза.

2. Федеральным органам исполнительной власти обеспечить:

выполнение мероприятий, предусмотренных Концепцией и планом, утвержденными настоящим распоряжением;

присоединение к общим процессам в рамках Евразийского экономического союза в соответствии со сроками, устанавливаемыми при утверждении технологических документов, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации общих процессов в рамках Евразийского экономического союза.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

     

     

     

     

          УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 30 марта 2017 года N 583-р

     

Концепция создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза

(с изменениями на 18 октября 2018 года)


Введение


Настоящая Концепция раскрывает общее видение процесса создания национального сегмента Российской Федерации интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза (далее соответственно - Союз, интегрированная система, национальный сегмент).

Настоящая Концепция определяет основные цели и задачи создания национального сегмента, его информационно-технологическую архитектуру, порядок информационного взаимодействия и обеспечения информационной безопасности, этапы создания, функционирования и развития, а также источники финансового обеспечения работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента.

Предпосылки создания национального сегмента


Основанием для создания национального сегмента является Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее - Договор), в соответствии со статьей 23 которого установлено, что информационное взаимодействие в рамках обеспечения интеграционных процессов во всех сферах, затрагивающих функционирование Союза, осуществляется с использованием интегрированной системы, представляющей собой организационную совокупность территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия), объединенных национальными сегментами государств - членов Союза и интеграционным сегментом Комиссии.

В соответствии с пунктом 3 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору) работы по созданию интегрированной системы проводятся на основе расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли, реализация которой осуществлялась в 2011-2014 годах.

Интегрированная система предназначена для обеспечения межгосударственного обмена данными и электронными документами, создания общих для государств - членов Союза информационных ресурсов, реализации общих процессов в рамках Союза, а также для формирования единого трансграничного пространства доверия при электронной форме взаимодействия в рамках Союза.

Интегрированная система обеспечивает информационную поддержку по следующим направлениям:

таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;

таможенное регулирование;

техническое регулирование, применение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер;

зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин;

зачисление и распределение антидемпинговых и компенсационных пошлин;

статистика;

конкурентная политика;

энергетическая политика;

валютная политика;

интеллектуальная собственность;

финансовые рынки (банковская сфера, сфера страхования, валютный рынок, рынок ценных бумаг);

обеспечение деятельности органов Союза;

макроэкономическая политика;

промышленная и агропромышленная политика;

обращение лекарственных средств и медицинских изделий;

иные направления, деятельность по которым осуществляется в пределах полномочий Союза (включаются в область охвата интегрированной системы по мере ее развития).

Анализ текущего состояния процессов информационного взаимодействия государственных органов, сформированных на национальном уровне, показывает, что в настоящее время в Российской Федерации сформирован существенный организационно-технологический и правовой задел для обеспечения исполнения функций уполномоченных органов по указанным направлениям.

Вместе с тем работа по проектированию и внедрению информационных систем и информационных ресурсов на национальном уровне осуществляется уполномоченными органами без общей координации. Организационно-технологическая и правовая составляющие по ряду направлений не адаптированы под требования наднациональных нормативных правовых актов и международных договоров.

Отсутствие общих архитектурных и технологических решений по реализации межгосударственного информационного взаимодействия зачастую влечет за собой функциональные пересечения, неизбежно приводящие к дублированию отдельных действий и неэффективному расходованию бюджетных средств.

Остаются нерегламентированными вопросы обеспечения необходимого уровня информационной безопасности, обеспечения юридической силы электронных документов при реализации межгосударственного информационного взаимодействия.

В ходе работ по созданию, функционированию и развитию национального сегмента на функциональном, нормативном и технологическом уровне должна быть активизирована и скоординирована работа всех уполномоченных органов по обеспечению информационного взаимодействия в рамках интегрированной системы.

Цели и задачи создания национального сегмента


Целями создания национального сегмента являются:

обеспечение эффективного межгосударственного информационного взаимодействия уполномоченных органов, юридических лиц;

формирование единого трансграничного пространства доверия в рамках Союза.

Указанные цели достигаются путем решения следующих основных задач:

создание инфраструктуры, обеспечивающей обмен данными и электронными документами между субъектами электронного взаимодействия в рамках Союза;

внедрение единых стандартов электронного взаимодействия;

создание общих информационных ресурсов и обеспечение доступа к ним;

создание доверенных сервисов, обеспечивающих юридическую силу трансграничного электронного документооборота;

обеспечение уполномоченных органов информацией, необходимой для осуществления государственного контроля при реализации общих процессов в рамках Союза;

обеспечение защиты информации при межгосударственном информационном взаимодействии.

Общие требования к национальному сегменту


Национальный сегмент является организационной совокупностью государственных информационных ресурсов и информационных систем государственных органов, регулирующих взаимоотношения в рамках Союза и объединяемых единой системой межведомственного электронного взаимодействия.

Создание национального сегмента не должно требовать изменений уровня обеспечения информационной безопасности прикладных информационных систем, единой системы межведомственного электронного взаимодействия, снижающих требования к средствам обеспечения информационной безопасности.

Архитектура национального сегмента должна предусматривать возможность информационного взаимодействия с внешними информационными системами.

Национальный сегмент должен предоставлять возможность обмена электронными документами, оформленными по утвержденным в соответствии с решениями Комиссии правилам и требованиям документирования и признаваемыми равными по юридической силе аналогичным документам на бумажном носителе, заверенным подписью либо подписью и печатью.

Информационно-технологическая архитектура национального сегмента


Информационно-технологическая архитектура национального сегмента включает в себя:

единую систему межведомственного электронного взаимодействия, обеспечивающую интеграцию прикладных информационных систем, используемых уполномоченными органами в рамках реализации межгосударственного информационного взаимодействия, а также их подключение к интеграционной платформе интегрированной системы;

интеграционный шлюз национального сегмента, обеспечивающий единую точку подключения единой системы межведомственного электронного взаимодействия к интеграционной платформе интегрированной системы;

сервисы доверенной третьей стороны, обеспечивающие гарантии доверия при трансграничном обмене электронными документами, в том числе для обеспечения обмена электронными документами, оформленными по утвержденным в соответствии с решениями Комиссии правилам и требованиям документирования и признаваемыми равными по юридической силе аналогичным документам на бумажном носителе, заверенным подписью либо подписью и печатью.

Способы и средства связи ведомственных информационных систем федеральных органов исполнительной власти с интеграционным шлюзом национального сегмента определяются требованиями, предъявляемыми к единой системе межведомственного электронного взаимодействия.

Основными функциями интеграционного шлюза национального сегмента являются:

маршрутизация электронных сообщений между интеграционной платформой и информационными системами уполномоченных органов;

гарантированная доставка сообщений при взаимодействии с интеграционными шлюзами национальных сегментов государств - членов Союза и интеграционным шлюзом Комиссии;

ведение журналов операций, выполняемых интеграционным шлюзом, для обеспечения контроля информационного взаимодействия, обработки возникающих нештатных ситуаций и возможности анализа осуществляемого взаимодействия;

информационное взаимодействие с интеграционными шлюзами других сегментов и сервисами доверенной третьей стороны национального сегмента.

Взаимодействие сервисов доверенной третьей стороны национального сегмента с интеграционным шлюзом национального сегмента должно осуществляться с применением технологий гарантированной доставки сообщений. Способы и средства связи между интеграционным шлюзом национального сегмента и сервисами доверенной третьей стороны национального сегмента определяются требованиями, установленными нормативно-техническими документами, определяющими технологию, регламенты, форматы и структуры данных, необходимыми для реализации трансграничной передачи электронных документов средствами интегрированной системы с обеспечением их юридической силы.

Прикладные информационные системы, используемые уполномоченными органами, функционально не входящие в состав национального сегмента, обеспечивают реализацию общих процессов в рамках Союза на территории Российской Федерации, являются отправителями и получателями электронных документов и сведений в электронном виде при реализации общих процессов в рамках Союза, формируют и обрабатывают электронные документы и сведения в электронном виде.

Состав компонентов национального сегмента, а также перечень сервисов доверенной третьей стороны национального сегмента должен уточняться на этапе реализации настоящей концепции с учетом законодательства Российской Федерации.

Взаимодействие между национальными сегментами обеспечивается за счет использования единой интеграционной платформы, создаваемой Комиссией в соответствии с решением Коллегии Комиссии от 12 октября 2015 г. N 137 "Об утверждении технического задания на создание интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза".

Государственные заказчики работ по созданию национального сегмента


Учитывая межведомственный характер работ по созданию национального сегмента, целесообразно определить государственного заказчика - координатора работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента (далее - государственный заказчик-координатор), а также государственных функциональных заказчиков работ по созданию, обеспечению функционирования и развитию национального сегмента (далее - государственные функциональные заказчики).

Государственным заказчиком-координатором является Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2018 года N 2253-р. - См. предыдущую редакцию)

Государственными функциональными заказчиками являются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.

Основными функциями государственного заказчика-координатора являются:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»