Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 13 марта 2017 года N 91

Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов"

____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 26 октября 2020 года N 1742

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 12, ст.1383; 1999, N 28, ст.3483; 2004; N 35, ст.3607, N 45, ст.4377; 2005, N 13, ст.1078; 2006, N 30, ст.3290, 3291; 2007, N 1 (ч.1), ст.29, N 27, ст.3213, N 46, ст.5554, N 49, ст.6075, N 50, ст.6239, 6244, 6245; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418, N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 1, ст.17, N 29, ст.3616; 2010, N 30, ст.4014; 2011, N 7, ст.901, N 15, ст.2019, ст.2023, ст.2024, N 30 (ч.1), ст.4590, N 48, ст.6733, N 50, ст.7351, 2012, N 25, ст.3268, N 31, ст.4318, N 53 (ч.1), ст.7585; 2013, N 23, ст.2882, N 27, ст.3477, 2014, N 16, ст.1830, ст.1836, N 30 (ч.1), ст.4254, N 42, ст.5615, 2015, N 27, ст.3957, N 29 (ч.1), ст.4342, ст.4356, ст.4379, ст.4380; 2016, N 1 (ч.1), ст.82, N 18, ст.2487, N 22, ст.3095, N 27 (ч.1), ст.4160, 4224, N 28, ст.4558) и с учетом международных стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации

приказываю:

Утвердить прилагаемые Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов".



Министр
М.Ю.Соколов

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
3 апреля 2017 года,
регистрационный N 46214

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
 Минтранса России
от 13 марта 2017 года N 91

     
Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов"

     

I. Общие положения

1.1. Федеральные авиационные правила "Требования, предъявляемые к вертодромам, предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов" (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 48 Федерального закона от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации", устанавливают требования, предъявляемые к вертодромам, обязательные для выполнения лицами, эксплуатирующими указанные вертодромы.

1.2. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в приложении N 1 к настоящим Правилам.

II. Класс и физические характеристики вертодромов

2.1. Вертодромы по их физическим характеристикам подразделяются на классы - I, II и III.

2.2. Класс вертодрома определяется:

на однополосных вертодромах - классом взлетно-посадочной полосы (далее - ВПП);

на многополосных вертодромах - классом ВПП, имеющей наибольшую длину.

2.3. Класс ВПП определяется длиной ВПП в соответствии с таблицей 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.4. Ширина ВПП вертодрома должна быть не менее:

15 м - для ВПП класса I;

20 м - для ВПП классов II и III.

2.5. Ширина летной полосы (далее - ЛП) вертодрома должна быть не менее:

35 м - для ВПП класса I;

50 м - для ВПП классов II и III.

За каждым концом ВПП должен располагаться участок летной полосы длиной не менее 3 м при использовании вертолетами, выполняющими полеты в визуальных метеорологических условиях, и не менее 60 м - для полетов вертолетов, выполняющих полеты в приборных метеорологических условиях.

2.6. В пределах ЛП не должно быть иных объектов, кроме тех, которые могут находиться там по своему функциональному назначению (визуальные средства), при этом данные объекты должны иметь легкую и ослабленную конструкцию.

2.7. Ширина полос обеспыливания вдоль швартовочных площадок должна быть не менее:

5 м - для ВПП класса I;

10 м - для ВПП классов II;

12 м - для ВПП классов III.

2.8. В целях определения параметров рулежных дорожек (далее - РД) для каждой РД должны быть установлены индексы вертолетов, эксплуатируемых на данных РД. Индекс вертолета устанавливается по диаметру несущего винта и составляет:

индекс 1 - для вертолета с диаметром несущего винта до 16 м;

индекс 2 - для вертолета с диаметром несущего винта от 16 до 22 м;

индекс 3 - для вертолета с диаметром несущего винта от 22 м и более.

2.9. Ширина РД должна быть не менее приведенной в таблице 2 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.10. С двух сторон РД с искусственным покрытием должны быть предусмотрены полосы обеспыливания. Общая ширина РД и двух полос обеспыливания должна быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 14 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

При буксировке вертолетов по РД допускается отсутствие полос обеспыливания.

2.11. Радиус закругления РД по внутренней кромке покрытия в местах примыкания к ВПП должен быть не менее:

для вертолетов индекса 1 - 12 м;

для вертолетов индекса 2 - 22 м;

для вертолетов индекса 3 - 35 м.

2.12. Расстояние между осевой линией РД и неподвижными препятствиями должно быть не менее приведенного в таблице 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.13. Расстояние между осевыми линиями параллельных РД должно быть не менее приведенного в таблице 4 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.14. При движении по воздуху ширина воздушной РД для вертолетов должна быть не менее двойной наибольшей ширины шасси вертолетов.

2.15. Расстояния между элементами вертодрома в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета должны быть не менее:

а) между осями:

ЛП и местами стоянки (далее - МС) - 3D;

РД и МС - 1,5D;

РД и швартовочной площадкой - 2D;

индивидуальных (смежных) МС - 1,5D;

б) между кромкой покрытия МС и неподвижными препятствиями - 1D.

2.16. Размеры МС и швартовочных площадок должны соответствовать габаритам эксплуатирующихся вертолетов. Расстояние между концами лопастей винтов, стоящих и рулящих на собственной тяге вертолетов или вертолетов, буксируемых тягачом, должны быть в зависимости от диаметра несущего винта (D) расчетного типа вертолета не менее:

при буксировке тягачом - 0,25D;

при рулении на тяге несущего винта - 0,5D;

при установке с разворотом в воздухе - 2D.

2.17. Искусственные покрытия и грунтовые элементы вертодрома (ВПП, РД, МС, перроны, швартовочные площадки, зоны безопасности) должны иметь несущую способность, обеспечивающую безопасный взлет, посадку, маневрирование и стоянку вертолетов расчетного типа.

Данные о несущей способности покрытий элементов вертодрома представляются максимальной допустимой массой на основную одноколесную опору () и давлением в пневматиках () в соответствии с таблицей 5 приложения N 2 к настоящим Правилам.

2.18. Показатели несущей способности грунтовых элементов должны соответствовать требуемой прочности и плотности грунта для эксплуатируемых типов воздушных судов (далее - ВС) согласно руководству по летной эксплуатации (далее - РЛЭ) конкретного типа ВС.

2.19. При введении на вертодроме ограничений массы ВС, а также сроков действия значений максимальной допустимой массы на основную одноколесную опору они должны быть отражены в аэронавигационном паспорте вертодрома и документах аэронавигационной информации.

2.20. Требования к состоянию поверхности (ВПП, РД, перрон, МС) вертодромов:

2.20.1. На искусственных покрытиях ВПП не допускается наличие:

посторонних предметов или продуктов разрушения покрытия;

оголенных стержней арматуры;

уступов в швах между соседними кромками плит (трещин) высотой более 0,03 м;

наплывов мастики высотой более 0,015 м;

выбоин и раковин с наименьшим размером в плане более 0,05 мм и глубиной более 0,03 м, не залитых мастикой;

сколов кромок плит шириной более 0,03 м, не залитых мастикой;

наличие свежевыпавшего снега толщиной более 0,1 м, слякоти толщиной более 0,012 м, воды толщиной более 0,01 м.

2.20.2. На поверхности грунтовых ВПП не должно быть:

колей от колес ВС глубиной, превышающей максимально допустимую величину от расчетного ВС, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

не спланированных участков, на которых скапливается вода после осадков или таяния снега;

отдельных неровностей в виде выбоин и впадин грунта, которые могут оказать влияние на управляемость ВС или привести к поломке шасси;

посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей ВС;

уплотненного снега высотой более 0,08 м, свежевыпавшего снега высотой более 0,1 м;

прочности грунта (снега) менее 6 кгс/см.

2.20.3. На поверхности грунтовых РД, МС, участках ЛП, примыкающих к концам ГВПП, не должно быть:

колей от колес воздушных судов глубиной, превышающей максимально допустимую величину, указанную в РЛЭ, участков с разрыхленным, неуплотненным грунтом;

не спланированных участков, на которых застаивается вода после выпадения осадков или при таянии снега;

снежного вала высотой более 0,5 м;

посторонних предметов, которые могут привести к поломке шасси или попасть в воздухозаборники двигателей ВС.

2.21. Вертодром должен иметь ограждение по всему периметру.

III. Препятствия

3.1. Данные о высоте и расположении высотных объектов в районе вертодрома должны быть получены в пределах круга радиусом 5000 м с центром в контрольной точке вертодрома.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»