1. Легальное определение договора мены, содержащееся в п.1 коммент. ст., позволяет дать его характеристику как консенсуального, взаимного (синаллагматического) и возмездного договора. Особенность договора мены состоит в том, что его возмездность характеризуется не исключительно денежным (как в купле-продаже), а товарным (полностью или частично) встречным предоставлением.
2. Договор мены выступает в качестве самостоятельной договорной конструкции. Однако поскольку мена, как и купля-продажа, опосредует отношения по возмездному отчуждению имущества, п.2 коммент. ст. предусматривает применение к ней правил гл.30 ГК о купле-продаже. При этом норма п.2 коммент. ст. является лишь приемом законодательной техники, способом экономии нормативного материала и не превращает договор мены в два встречно направленных договора купли-продажи.
Пункт 2 коммент. ст. допускает применение к договору мены не только общих правил о купле-продаже, а гл.30 ГК в целом, если это не противоречит специальным правилам о договоре мены и существу мены (подробнее см.: Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2001. С.311-312). Соответственно, в зависимости от специфики субъектного состава или предмета к договору мены должны применять в том числе положения § 3-8 гл.30 ГК, не вступающие в противоречие с существом мены.
3. Коммент. ст. (равно как и иные нормы гл.31 ГК) не содержит никаких специальных правил, посвященных предмету договора мены. Вместе с тем для обозначения такого предмета законодатель использует термин "товар". Это обстоятельство, вкупе с положениями п.2 коммент. ст., позволяет констатировать, что предметом мены могут быть любые объекты, способные быть предметом купли-продажи, т.е. не изъятые из оборота вещи и имущественные права (см.: Гражданское право: учеб. 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого. М., 2003. Т.2. С.130-131 (автор главы - И.В.Елисеев); Новоселова Л.А. Сделки уступки права (требования) в коммерческой практике. Факторинг. М., 2003. С.36-39). Иное мнение, ограничивающее круг возможных предметов мены только вещами (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн.2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С.265-266 (автор главы - В.В.Витрянский)), хотя и воспринято сегодня судебно-арбитражной практикой (см. п.3 Письма ВАС N 69), небесспорно. Оно ведет к признанию договора, по которому в качестве встречного предоставления за передачу вещи выступает имущественное право, в качестве смешанного, что противоречит п.3 ст.421 ГК, поскольку смешиваются элементы одной договорной конструкции. Кроме того, подобный подход нивелирует гарантии встречного исполнения, установленные гл.31 ГК.
Подробнее о возможных предметах договора мены см. коммент. к ст.454 ГК.
С учетом положений п.2 коммент. ст. специфика предмета играет роль при определении норм гл.30 ГК, подлежащих применению к договору мены (в частности, правил § 5, 7-8 гл.30 ГК).
4. Условие о предмете является существенным условием договора мены (п.1 ст.432 ГК). Оно считается согласованным при определении наименования и количественных характеристик подлежащих передаче товаров (п.3 ст.455 ГК).
Однако с учетом положений п.2 коммент. ст. в отношении отдельных разновидностей мены могут возникать дополнительные, помимо предмета, существенные условия. Так, условие о сроке передачи товара приобретает характер существенного в случае, когда к договору мены подлежат применению правила § 3-5 гл.30 ГК, а также в случае, когда договор мены предполагает передачу товара одной или обеими сторонами по частям (отдельными партиями).
5. Стороны договора мены не имеют специальных названий. В целях надлежащей регламентации взаимонаправленных обязательств сторон договора мены п.2 коммент. ст. использует специальный прием юридической техники - каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен. Этот прием основан на фикции, о чем свидетельствует используемый термин "признается".
По общему правилу сторонами по договору мены могут выступать любые субъекты гражданского права с учетом объема и характера их право- и дееспособности. Ограничения на участие отдельных субъектов в договоре мены в целом аналогичны ограничениям на участие в договоре купли-продажи.
С учетом положений п.2 коммент. ст. специфика субъектного состава играет роль при определении норм гл.30 ГК, подлежащих применению к договору мены (в частности, правил § 3 и 5 гл.30 ГК).
Поскольку договор мены является консенсуальным и, соответственно, порождает лишь обязательственно-правовые последствия, возможность заключения договора не зависит от наличия у лица титула в отношении отчуждаемой вещи. Как следствие, в качестве стороны по договору мены может выступать любое лицо независимо от того, является ли оно собственником или нет (исключение составляют лишь договоры, подлежащие государственной регистрации). Иное мнение (см.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн.2: Договоры о передаче имущества. М., 2000. С.261 (автор главы - В.В.Витрянский)) не учитывает этих обстоятельств и противоречит ст.455 ГК.
6. С учетом положений п.2 коммент. ст. форма договора мены должна определяться по соответствующим правилам гл.30 ГК (например, ст.550, 560 ГК). При отсутствии специальных правил подлежат применению общие положения о форме сделок и договоров (ст.158-161, 163, 434 ГК).
Исходя из применимых правил гл.30 ГК должен решаться и вопрос о необходимости государственной регистрации договора мены.