Комментарий к Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (постатейный)

Комментарий к статье 91. Последствия неисполнения обязательств лицами, предоставившими обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности

1. Согласно п.1 ст.89 Закона административный управляющий направляет лицам, предоставившим обеспечение, предложение о необходимости удовлетворения требований кредиторов, если сам должник не погашает свою задолженность перед кредиторами и допущенная им просрочка составляет более 5 дней (по нашему мнению, 5 рабочих дней), отсчитываемых от сроков, указанных в графике погашения задолженности.

Представляется, что лицам-обеспечителям необходимо предоставить срок для исполнения добровольно принятого ими на себя обязательства по удовлетворению требований кредиторов вместо должника: 5-7 банковских дней. Этот срок должен быть указан в уведомлении, направляемом административным управляющим лицам-обеспечителям и должен исчисляться со дня получения лицами-обеспечителями уведомления административного управляющего.

Если в течение этого срока лицо-обеспечитель не перечисляет необходимые суммы на счет должника или перечисляет их в меньшем объеме, чем предусматривалось в ходатайстве самого лица-обеспечителя о введении финансового оздоровления (ст.78 Закона), происходит нарушение обязательства со стороны лица-обеспечителя, что влечет наступление его ответственности перед кредиторами.

2. В коммент.ст. сказано - "в соответствии с гражданским законодательством". Это, надо полагать, принципиальная позиция законодателя. Ответственность же по российскому гражданскому праву направлена на полное возмещение ущерба, причиненного нарушением обязательства, и восстановление имущественного положения потерпевшего (ст.15 и 393 ГК РФ). В связи с этим следует обратить внимание на соотношение положений коммент.ст. и положений п.4 ст.79 Закона. В п.4 ст.79 Закона говорится об ответственности лиц-обеспечителей за исполнение должником своих обязательств перед кредиторами. Эта "ответственность" - не ответственность в полном смысле слова, так как в п.4 ст.79 Закона предусмотрено, что в том случае, когда должник не оплачивает требования кредиторов, наступает обязанность обеспечителей предоставить денежные средства для удовлетворения этих требований. Это, собственно говоря, не ответственность, а исполнение обязательства, возникшего из договоров, заключенных должником с лицами, предоставляющими обеспечение. Естественно, что обеспечители исполняют свои обязательства, как сказано в п.4 ст.79 Закона, "в пределах стоимости имущества и имущественных прав, представленных в качестве обеспечения исполнения должником указанных обязательств". Все компоненты ответственности лиц-обеспечителей за нарушение ими своих обязательств: основание (условия), деликтоспособность, давностные сроки - определяются действующим гражданским законодательством. Если обеспечение предоставляется коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями, то эта их деятельность должна рассматриваться как часть их предпринимательской деятельности, поэтому их гражданско-правовая имущественная ответственность за неисполнение их обязательств по удовлетворению требований конкурсных кредиторов наступает в соответствии с п.3 ст.401 ГК РФ независимо от их вины.

3. В коммент.ст. ничего не сказано о механизме реализации ответственности лиц-обеспечителей перед кредиторами должника. С учетом изменений, внесенных в п.2 ст.78 Закона Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (см. об этом выше - комментарий к ст.78 Закона), речь теперь не идет о солидарной ответственности обеспечителей. Положения коммент.ст. устанавливают индивидуальную имущественную ответственность того лица-обеспечителя, которое не исполнило или исполнило ненадлежащим образом принятые на себя обязанности. Поскольку в Законе не предусмотрены неустойка, иные штрафные или оперативные санкции за нарушения обеспечителями своих обязанностей, их ответственность возможна в форме взыскания договорной неустойки или процентов годовых по ст.395 ГК РФ, а также в части, не покрытой неустойкой или процентами, убытков, причиненных ненадлежащими действиями обеспечителей кредиторам.

Исковые требования к лицам-обеспечителям в суде в период действия процедур, применяемых в деле о банкротстве, должны предъявляться арбитражным управляющим, действующим в интересах должника и всех кредиторов. В Законе право действовать относительно лиц-обеспечителей и в интересах должника и конкурсных кредиторов предоставлено временному управляющему или административному управляющему; например, применительно к независимой гарантии арбитражный управляющий действует в интересах кредиторов, признаваемых согласно п.5 ст.79 Закона бенефициарами по независимой гарантии. Аналогичная ситуация имеет место и при других способах обеспечения обязательств.

Введение после финансового оздоровления других процедур, применяемых в деле о банкротстве, не прекращает обязательств лиц-обеспечителей. Поэтому исковые требования к лицам-обеспечителям могут быть предъявлены не только административным управляющим, но также и внешним управляющим, и конкурсным управляющим; требования кредиторов удовлетворяются согласно п.4 ст.84 Закона в соответствии с пропорционально-долевым методом с учетом очередности, предусмотренной в п.4 ст.134 Закона.

Следовало бы все же дополнить положения ст.91 Закона конкретными правилами о механизме и пределах ответственности третьих лиц, предоставляющих обеспечение в период действия процедуры финансового оздоровления, в случаях неисполнения ими своих обязательств.