1. Досрочное прекращение финансового оздоровления - негативный для должника вариант, поскольку влечет за собой либо введение внешнего управления, либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления являются не только допущенные должником нарушения, но и обстоятельства, от него не зависящие. Так, если заинтересованными лицами не достигается соглашение о предоставлении обеспечения по обязательствам должника, то подрывается основа финансового оздоровления, ибо без обеспечения третьими лицами исполнения должником его обязательств такая промежуточная стадия, как процедура финансового оздоровления, утрачивает для кредиторов и для всего процесса несостоятельности (банкротства) всякий смысл. Ведь назначение финансового оздоровления - не в том, чтобы улучшить экономические результаты деятельности должника, а в том, чтобы осуществить реструктуризацию задолженности должника и удовлетворить требования кредиторов в заново установленные сроки.
Вот почему, если нет соглашения третьих лиц - обеспечителей: оно или не заключено в течение 15 дней с даты введения финансового оздоровления, или заключено, но тем не менее не представлено в суд в течение 20 дней после его заключения (п.3 ст.79 Закона), - финансовое оздоровление может быть прекращено досрочно. Причины непредставления в суд соглашения об обеспечении не имеют для решения вопроса никакого значения. Однако, если все же, пусть даже с опозданием, соглашение третьих лиц и должника будет представлено в суд, суд, как можно предполагать, должен выяснить причины пропуска срока и при наличии уважительных причин вправе принять соглашение, ознакомиться с ним и не выносить определение о досрочном прекращении финансового оздоровления. При таких обстоятельствах, следовательно, финансовое оздоровление продолжается.
2. Вторым основанием для досрочного прекращения финансового оздоровления являются нарушения должником сроков, предусмотренных графиком погашения задолженности. Причем в качестве основания выступает не любая просрочка, а такая, которую можно назвать квалифицированной: или просрочки допускаются неоднократно, т.е. более двух раз подряд, либо - одна, но существенная; такой по Закону признается просрочка, продолжающаяся более 15 дней.
Сами факты просрочек могут оцениваться неоднозначно. Например, неоднократные просрочки выплат могут быть весьма непродолжительными - 2-3 дня, а существенная по длительности просрочка - более 15 дней - может быть допущена по незначительной сумме, которая очень мала по сравнению с уже погашенными должником требованиями кредиторов. Поэтому даже при наличии таких просрочек, которые согласно п.1 коммент.ст. выступают в качестве формального основания для досрочного прекращения процедуры финансового оздоровления, решение собрания кредиторов об обращении в суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления может быть и не принято.
3. Многое зависит от позиции кредиторов, которая вырабатывается на собрании кредиторов при рассмотрении вопроса о досрочном прекращении финансового оздоровления. Собрание кредиторов должно быть проведено в течение 15 дней с даты возникновения оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления. Такая жесткость регламентации полностью оправданна, ибо при отсутствии обеспечения или при квалифицированных просрочках должника утрачивается смысл процедуры финансового оздоровления, ее дальнейшего сохранения.
Собрание кредиторов заслушивает отчет должника и заключение административного управляющего, изучает представленные должником документы: его баланс на последнюю отчетную дату (очевидно, что баланс должен быть заверен налоговой инспекцией), отчет о прибылях и убытках, сведения о погашенных требованиях, документы, подтверждающие произведенные выплаты.
4. Первый вопрос повестки дня собрания кредиторов формулируется следующим образом: "Об основаниях и целесообразности досрочного прекращения финансового оздоровления". Если решение по этому вопросу собранием кредиторов не принимается, процедура финансового оздоровления продолжает действовать. Если же принимается решение о наличии оснований и целесообразности досрочного прекращения финансового оздоровления, то собрание кредиторов приступает к обсуждению второго вопроса повестки дня: "Об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления и о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии в отношении него конкурсного производства".
О введении какой именно процедуры ходатайствовать перед арбитражным судом - вопрос не из простых. Основой определения позиции собрания кредиторов по этому вопросу также является оценка общей ситуации и реальных возможностей должника по погашению задолженности, остающейся непогашенной.
5. Окончательное разрешение вопроса находится в компетенции суда. Несмотря на ходатайство собрания кредиторов, суд может прийти к выводу о целесообразности сохранения процедуры финансового оздоровления еще на некоторое время, но возможности суда ограничены определенными рамками: отклонение ходатайства собрания кредиторов допустимо только в том случае, если будет установлено, что требования кредиторов все же удовлетворены или удовлетворяются должником в целом в соответствии с графиком погашения задолженности, а жалобы кредиторов являются, соответственно, необоснованными. Об этом выносится определение суда.
Если же в ходе судебного рассмотрения факты существенного нарушения графика погашения задолженности будут подтверждены и будет установлено, что требования кредиторов не погашены полностью или хотя бы частично, суд не может не удовлетворить ходатайство собрания кредиторов о досрочном прекращении финансового оздоровления.
Но, признав необходимым досрочно прекратить процедуру финансового оздоровления, суд должен определить ту процедуру, которая подлежит введению относительно должника после досрочного прекращения процедуры финансового оздоровления. Из контекста п.5 коммент.ст. вытекает, что внешнее управление может быть введено только при наличии соответствующих оснований (см. коммент. к ст.92 Закона).
Если же, напротив, суд придет к выводу о том, что восстановить платежеспособность должника уже невозможно, что подтверждено тем фактом, что запланированное финансовое оздоровление, на которое было отведено достаточно времени, так и не состоялось и налицо признаки банкротства, тогда суд должен принять решение о признании должника банкротом и открытии в отношении него конкурсного производства.
Закон не препятствует переходу от финансового оздоровления в случае его досрочного прекращения к процедуре конкурсного производства.
6. Особая ситуация складывается, когда в соответствии с п.3 ст.75 Закона финансовое оздоровление было введено судом по ходатайству одного из лиц, участвующих в деле, несмотря на принятое первым собранием кредиторов решение о введении иной процедуры банкротства (внешнего управления либо конкурсного производства). В этом случае, признав необходимым досрочно прекратить финансовое оздоровление, суд обязан ввести именно ту процедуру, ходатайство о введении которой принималось первым собранием кредиторов.