1. Коммент.ст. посвящена определению роли участвующих в деле о банкротстве лиц в управлении делами должника в период действия процедуры финансового оздоровления. В этот период органы должника сохраняют свой статус и свои полномочия, но с определенными ограничениями. Во-первых, они обязаны взаимодействовать не только с административным управляющим и собранием (комитетом) кредиторов, но и с лицами, предоставившими обеспечение (обеспечителями). Во-вторых, полномочия органов должника, прежде всего исполнительного органа, именуемого в Законе руководителем должника, ограничиваются необходимостью для совершения ряда сделок, иных юридических актов испрашивать согласие лиц, участвующих в деле о банкротстве.
Если руководитель должника ненадлежащим образом исполняет план финансового оздоровления или если он совершает иные действия, нарушающие права и интересы кредиторов или лиц, предоставивших обеспечение, суд может отстранить руководителя должника от занимаемой им должности. Вопрос об отстранении руководителя должника рассматривается по ходатайству собрания кредиторов, либо лиц, предоставивших обеспечение, либо административного управляющего.
Для отстранения руководителя должника должны быть веские основания. Руководитель может мотивировать допущенные им нарушения, например невыполнение плана финансового оздоровления какими-либо объективными обстоятельствами, непредвиденным изменением условий, в которых работает должник, и т.п. Все эти обстоятельства должны быть отражены в определении суда. На определение суда об отстранении руководителя должника может быть подана апелляционная жалоба. Обжаловать определение суда вправе заинтересованные лица, включая руководителя должника. Определение арбитражного суда об отстранении руководителя должника подлежит немедленному исполнению. Обжалование определения не приостанавливает его исполнение.
________________
О порядке обжалования определений арбитражного суда, выносимых в рамках дела о банкротстве во время действия процедуры финансового оздоровления, см. п.5 Комментария к ст.80 Закона.
Отстранение руководителя должника от должности не означает автоматического увольнения его из организации. Этот вопрос решается отдельно: отстраненному руководителю может быть предложена другая должность или другая работа либо он может быть уволен с работы в данной организации по инициативе административного управляющего.
Под действие положений п.2 коммент.ст. подпадают и те организации-должники, во главе которых стоит коллегиальный исполнительный орган: дирекция, правление, совет управляющих и т.п. По основаниям, предусмотренным в п.2 коммент.ст., суд вправе приостановить полномочия коллегиального исполнительного органа должника, включая, естественно, и полномочия топ-менеджера, возглавляющего этот орган: председателя правления, президента, управляющего и т.п. Вопрос о продолжении работы в организации-должнике членов коллегиального исполнительного органа находится в компетенции административного управляющего.
2. Несомненным пробелом в коммент. Законе является отсутствие в ст.82 норм, регулирующих последствия отстранения руководителя должника от должности. В п.2 ст.82 сделана ссылка на порядок, предусмотренный ст.62 Закона. Во время действия процедуры наблюдения отстранение руководителя должника от должности не приводит к передаче его полномочий временному управляющему. Напротив, в период действия процедуры финансового оздоровления ситуация несколько иная: главное направление деятельности организации-должника состоит в том, чтобы осуществить удовлетворение требований кредиторов в соответствии с утвержденным судом графиком погашения задолженности, поэтому было бы, как представляется, более логичным в случае отстранения руководителя должника от должности передать все его полномочия административному управляющему с тем, чтобы он взял на себя ответственность и за основную (производственную, финансовую и иную) деятельность должника, и за погашение задолженности должника перед кредиторами.
Если же отложить решение вопроса о кандидатуре нового руководителя должника, положение дел в организации-должнике станет неопределенным и может только ухудшиться. Чтобы этого не произошло, вопрос о новом руководителе либо о передаче полномочий руководителя должника административному управляющему должен быть обсужден на собрании кредиторов; мнение собрания кредиторов принимается во внимание судом, рассматривающим дело о банкротстве данного должника. Если суд придет к выводу о необходимости передачи полномочий руководителя должника административному управляющему, его позиция должна быть обоснована в мотивировочной части и четко зафиксирована в резолютивной части определения суда.
3. В коммент.ст. предусматриваются определенные ограничения для распоряжения имуществом должника, относительно которого введена процедура финансового оздоровления. Эти ограничения касаются ряда сделок, которые оказывают непосредственное воздействие на финансовое положение должника. Совершение таких сделок поставлено под контроль кредиторов в лице собрания или комитета кредиторов и под контроль административного управляющего. Не остаются в стороне и лица, предоставившие обеспечение: решение о своей реорганизации в любом варианте (слияние, присоединение, выделение, разделение, преобразование) должник не вправе принимать без согласия собрания (комитета) кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение.
Нельзя не отметить, что реорганизация организации-должника после возбуждения относительно нее дела о банкротстве вызывает ряд вопросов, на которые коммент. Закон не дает ответы, в частности не ясно: будет ли действовать введенная судом процедура, в случае прекращении должника в процессе присоединения, слияния или разделения, относительно юридических лиц - его правопреемников; как будет обстоять дело с обеспечением, предоставленным третьими лицами, и т.д. Поэтому было бы более правильным исключить вообще возможность реорганизации организации-должника в форме присоединения, слияния, разделения и выделения после возбуждения относительно нее дела о банкротстве, тем более после введения процедуры финансового оздоровления, сохранив единственную возможность реорганизации - преобразование, но и то обязательно только с согласия собрания кредиторов и лиц, предоставивших обеспечение.
4. Большинство сделок может совершаться должником только с согласия административного управляющего. По смыслу п.4 коммент.ст., без согласия административного управляющего не могут совершаться практически любые сделки, влекущие за собой отчуждение или приобретение имущества должника, за исключением реализации готовой продукции (работ, услуг) и соответственно - приобретения сырья, материалов, полуфабрикатов, деталей и инструмента, необходимых для технологического обеспечения производственного процесса организации-должника. В статье перечислены уступка прав требования (цессия), перевод долга, получение займов. Но под названные в статье признаки также подпадают и другие виды сделок, например внесение каких-либо активов в состав общего имущества товарищей по договору простого товарищества (ст.1043 ГК РФ).
Некоторые из перечисленных в п.4 коммент.ст. сделок могут совершаться должником в лице его органов управления и без согласия административного управляющего, но только при том непременном условии, что это прямо предусмотрено Законом. К таким сделкам относятся, например, сделки, совершаемые во исполнение предписаний исполнительных документов, осуществление имущественных взысканий по которым не приостанавливается в связи с введением финансового оздоровления (см. коммент. к ст.81 Закона). Такие сделки должник вправе совершать без согласия административного управляющего, но, как представляется, должник обязан информировать административного управляющего о совершении таких сделок и периодически, не реже одного раза в декаду (10 дней) передавать ему отчетность по приходным и расходным операциям, совершаемым по поводу имущества должника.
5. Особые правила установлены для распоряжения имуществом должника, находящимся в залоге: оно может передаваться в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо продаваться только с согласия того кредитора, чьи требования обеспечены залогом. Заложенное имущество может быть продано только на публичных торгах. Из сумм, полученных от продажи заложенного имущества, сначала удовлетворяются требования кредиторов первой и второй очереди при условии, что их права требования возникли до заключения соответствующего договора залога, и лишь после удовлетворения таких требований удовлетворяются требования того кредитора, которые были обеспечены залогом реализованного имущества. В этом заключается его преимущество перед иными кредиторами третьей очереди.
6. Если должник в период финансового оздоровления совершает сделки с нарушением правил, предусмотренных коммент.ст., такие сделки могут быть признаны судом недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве. Следовательно, такие сделки относятся к оспоримым сделкам; они действительны и подлежат исполнению до тех пор, пока не будут оспорены и не будут признаны судом недействительными. По требованиям о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности действует установленный п.2 ст.181 ГК РФ специальный срок исковой давности продолжительностью один год, который по общему правилу исчисляется со дня, когда лицо, обратившееся с иском, узнало или должно было узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.