ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 13 апреля 2015 года N АК/17762/15
О рекламе, распространяемой сервисом "WhatsApp"
____________________________________________________________________
Не действует на основании
письма ФАС России от 2 декабря 2022 года N МШ/109196-ПР/22
____________________________________________________________________
ФАС России рассмотрел обращение о распространении в мобильном приложении "WhatsApp" на телефоне рекламы, согласия на которую пользователь не давал, и сообщает.
Антимонопольный орган в соответствии с предоставленными Федеральным законом "О рекламе" полномочиями осуществляет государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе и проводит проверки рекламы на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе" распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы, при этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.
Установив на телефоне мобильное приложение "WhatsApp", пользователь принял Условия предоставления услуг и условия Политики Конфиденциальности данного сервиса, размещенные на сайте по адресу: http://www.whatsapp.com/legal/.
Если пользователь не согласен с Условиями и (или) Политикой Конфиденциальности "WhatsApp", он не может использовать услуги, предоставляемые данным сервисом.
В соответствии с Условиями предоставления услуг WhatsApp предоставляет пользователям разрешение воспользоваться услугой при условии ее использования исключительно для личного пользования. При этом пользователи используют сервис WhatsApp на свой страх и риск и должны проявлять должную осмотрительность и осторожность в своих суждениях и использовать сервис WhatsApp просто для удовольствия.
В соответствии с Политикой Конфиденциальности обслуживание сервиса "WhatsApp" проводится в США и сервис предназначен для и направлен на пользователей в США. Если пользователь осуществляет доступ к сайту и услугам WhatsApp в любом другом регионе законов или правил, которые отличаются от законов США, пользователь выражает согласие с тем, что отношения по использованию мобильного приложения WhatsApp и получению услуг регулируются законодательством штата Калифорния для этих целей.
Сервис WhatsApp может раскрывать не личного характера информацию (например, анонимные данные об использовании пользователем ссылок/выхода на страницы и URL-адреса, типы платформ, активность, количество кликов и т.д.) заинтересованным третьим сторонам, чтобы помочь им в понимании особенностей использования WhatsApp для формирования определенного содержания, услуг, рекламы и пр.
Сервис "WhatsApp" не использует номер мобильного телефона пользователя или другую личную информацию для отправки рекламных или маркетинговых сообщений без согласия пользователя, за исключением части определенной программы или функции, от которых пользователь будет иметь возможность отказаться.
При этом сервис "WhatsApp" предоставляет пользователям возможность заблокировать сообщения любого другого пользователя.
В случае нарушения пользователем Условий предоставления услуг и Политики Конфиденциальности WhatsApp оставляет за собой право прекратить оказание услуг.
Из представленных материалов следует, что сервис "WhatsApp" предоставил возможность самостоятельно отказаться от рекламного сообщения посредством клавиши "заблокировать".
С учетом изложенного пользователь может отказаться от нежелательной рекламы, воспользовавшись соответствующей опцией сервиса "WhatsApp", а также вправе обратиться в службу поддержки "WhatsApp" с указанием на нарушение третьими лицами Условий предоставления услуг и Политики Конфиденциальности в связи с распространением несанкционированной рекламы посредством сервиса "WhatsApp".
К отношениям, вытекающим из гражданско-правовых договоров, Федеральный закон "О рекламе" не применяется.
А.Б.Кашеваров
Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка