Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 4. Правовая основа местного самоуправления

1. Часть 1 комментируемой статьи определяет правовую основу местного самоуправления. Под правовыми основами местного самоуправления понимается совокупность установленных Конституцией РФ и федеральными законами правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находиться все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов.

________________

Муниципальное право / под ред. Ю.А.Дмитриева. 2005. С.88.


Правовую основу местного самоуправления составляют:

1) общепризнанные принципы и нормы международного права. Под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. К общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного (см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации");

2) международные договоры Российской Федерации. В силу ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.


В данном комплексе актов прежде всего следует отметить Европейскую хартию местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 года), которая закрепила понятие местного самоуправления, основные принципы, лежащие в основе организации местного самоуправления, раскрыла сферы компетенции местного самоуправления, порядок реализации полномочий, основные направления формирования муниципальных финансовых ресурсов, гарантии самостоятельности местного самоуправления, защиты его прав.

Межпарламентская Ассамблея государств - участников Содружества Независимых Государств, считая, что местное самоуправление является необходимым элементом демократической организации государственной и общественной жизни каждого государства - участника СНГ, признавая неотъемлемость прав граждан на самостоятельное решение местных дел через институты местного самоуправления, осознавая необходимость совместных усилий всех государств - участников СНГ в поддержку реализации демократических принципов местного самоуправления и создания его действенных гарантий, в целях координации деятельности законодательных органов государств - участников Содружества Независимых Государств по реализации общезначимых принципов местного самоуправления, приняла Декларацию о принципах местного самоуправления в государствах - участниках Содружества (Санкт-Петербург, 29 октября 1994 года).

________________

См. URL: http://iacis.ru/upload/iblock/d5e/d09.pdf.


Также следует учитывать разработанные и принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ модельные законы:

- "Модельный закон об общих принципах организации местного самоуправления (новая редакция)" (принят в г.Санкт-Петербурге 27 ноября 2015 года постановлением 43-11 на 43-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ);

- "Модельный закон об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (новая редакция)" (принят в г.Санкт-Петербурге 27 ноября 2015 года постановлением 43-13 на 43-ем пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ);

- "Модельный закон о статусе выборного лица местного самоуправления" (принят в г.Санкт-Петербурге 28 ноября 2014 года постановлением 41-7 на 41-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ);

- "Модельный закон об общих принципах и порядке наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями" (принят в г.Санкт-Петербурге 7 декабря 2002 года постановлением 20-11 на 20-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ);

- "Модельный закон об общих принципах организации местного самоуправления" (принят в г.Санкт-Петербурге 6 декабря 1997 года постановлением 10-17 на 10-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ).

Немаловажным значением в системе источников муниципального права обладают международные договоры и соглашения. Так, например, на основании международных договоров иностранные граждане, постоянно проживающие на территории муниципального образования, могут принимать участие в муниципальных выборах и местных референдумах;

3) Конституция РФ. Конституция РФ содержит такие концептуальные установления, как:


- гарантированность местного самоуправления со стороны государства (ст.12, 133);

- самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий (ст.12, 130, 131, 132);

- осуществление местного самоуправления населением как непосредственно, так и через представителей (ст.3, 32, 131);

- обособленность органов местного самоуправления от системы органов государственной власти (ст.12);

- осуществление местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций (ст.131);

- отнесение общих принципов организации системы местного самоуправления к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст.76).

Кроме того, Конституция РФ закрепляет следующий комплекс муниципальных институтов: