(Раздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2021 года N 2239. - См. предыдущую редакцию)
Программа является ключевым инструментом государственного управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации и основывается на принципах проектного управления.
Реализация государственной национальной политики Российской Федерации в соответствии с пунктами 20 и 20_1 статьи 26_3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с чем приоритеты субъектов Российской Федерации с учетом региональной специфики должны коррелировать с приоритетами государственной национальной политики Российской Федерации, определенными на федеральном уровне.
Повышение эффективности системы координации деятельности государственных органов и органов местного самоуправления при реализации государственной национальной политики Российской Федерации обеспечивается посредством развития институтов гражданского общества, поддержки общественно значимых инициатив, развития взаимодействия институтов гражданского общества и населения с органами публичной власти в решении вопросов, которые могут вызвать рост социальной напряженности.
В настоящее время проектное управление применяется только отдельными субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, что не позволяет обеспечить системный подход в вопросах финансового обеспечения, а также комплексность мероприятий, направленных на решение задач государственной национальной политики.
Вместе с тем для повышения эффективности государственного и муниципального управления необходимо осуществлять реализацию государственных и муниципальных программ в сфере реализации государственной национальной политики на принципах проектного управления при условии обеспечения преемственности таких программ, реализованных в предшествующие периоды.
Ежегодно проводимые на федеральном уровне семинары по реализации государственной национальной политики в субъектах Российской Федерации также способствуют повышению эффективности государственного и муниципального управления в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации.
Совершенствование взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления с институтами гражданского общества в целях укрепления гражданского единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), сохранения межнационального мира и согласия осуществляется в рамках реализации Программы путем предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также грантовой поддержки, осуществляемой за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Установление полномочий и ответственности руководителей (должностных лиц) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере профилактики экстремизма и раннего предупреждения межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов и напряженности обеспечивается в том числе посредством государственной информационной системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций.
Важнейшей задачей развития системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций является повышение оперативности взаимодействия с субъектами Российской Федерации по выявлению и локализации конфликтных ситуаций.
Оперативность реагирования на информационные поводы, повышение эффективности принимаемых управленческих решений и уровня безопасности страны могут быть достигнуты путем организации круглосуточного использования оперативными дежурными комплекса аппаратно-технических средств системы мониторинга в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтных ситуаций, а также ее включения в единую систему распределенных ситуационных центров, что позволит повысить эффективность предупреждения и нейтрализации социальных, межконфессиональных и межнациональных конфликтов, сепаратистских проявлений, предупредить распространение религиозного радикализма, деструктивных религиозных течений, формирование этнических и религиозных анклавов, социальной и этнокультурной изолированности отдельных групп граждан.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении институтов гражданского общества, а также оказание государственной поддержки некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере реализации государственной национальной политики Российской Федерации, обеспечивают создание условий для повышения участия институтов гражданского общества, в том числе межнациональных общественных объединений, национально-культурных автономий, некоммерческих организаций в сфере духовно-просветительской деятельности и иных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность, направленную на гармонизацию межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, в решении задач государственной национальной политики Российской Федерации.
Совершенствование мер правового регулирования в отношении иностранных граждан, противодействие незаконной миграции, усиление контроля за миграционными потоками являются основами для успешной социальной и культурной адаптации и интеграции иностранных граждан в российское общество.
Совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере реализации гарантий прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также оказание государственной поддержки коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации позволят обеспечить условия для участия коренных малочисленных народов Российской Федерации в решении вопросов, затрагивающих их права и интересы.