Действующий

Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" (с изменениями на 28 февраля 2024 года)

Приоритеты и цели в сфере государственной национальной политики Российской Федерации

I. Оценка текущего состояния государственной национальной политики Российской Федерации

(Раздел в редакции, введенной в действие с 1 января 2022 года постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 2021 года N 2239. - См. предыдущую редакцию)



Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных (полиэтнических) государств мира.

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, на территории Российской Федерации проживают представители свыше 190 национальностей.

В Российской Федерации используется более 270 языков и диалектов.

Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации защищено государством.

Многовековое межкультурное и межэтническое взаимодействие на исторической территории Российского государства сформировало уникальное культурное многообразие и духовную общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям.

Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, основанный на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации, в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру.

Этнокультурное и языковое многообразие Российской Федерации, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия являются достоянием многонационального народа Российской Федерации (российской нации), служат укреплению российской государственности и дальнейшему развитию межнациональных (межэтнических) отношений.

Вместе с тем попытки переноса внешних конфликтов на территорию Российской Федерации, размывание традиционных ценностей, искажение мировой истории, пересмотр взглядов на роль и место России в ней, а также инспирирование межнациональных и межконфессиональных конфликтов ведут к формированию новых вызовов и возникновению новых угроз национальной безопасности Российской Федерации.

В этой связи основными проблемами в сфере государственной национальной политики являются:

распространение международного терроризма и экстремизма, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности;

возникновение очагов межнациональной и религиозной розни в результате попыток пропаганды в Российской Федерации экстремистской идеологии, являющейся в том числе причиной региональных конфликтов в зарубежных странах;

гиперболизация региональных интересов и сепаратизм, развивающиеся в том числе вследствие целенаправленного вмешательства из-за рубежа и угрожающие государственной целостности;

незаконная миграция, несовершенство действующей системы социальной и культурной адаптации иностранных граждан в Российской Федерации и их интеграции в российское общество, формирование замкнутых этнических анклавов;

частичная утрата этнокультурного наследия, размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе вследствие глобализации;

непреодоленные последствия межэтнических или этнотерриториальных конфликтов и противоречий в отдельных субъектах Российской Федерации;

отток русского и русскоязычного населения из регионов Северного Кавказа, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

В настоящее время усиливается сплоченность российского общества, укрепляется гражданское самосознание, растет осознание необходимости защиты традиционных духовно-нравственных ценностей, возрастает социальная активность граждан, их вовлеченность в решение наиболее актуальных задач местного и государственного значения.

Реализуемые в рамках Программы мероприятия оказывают непосредственное позитивное влияние на обеспечение межнационального мира и согласия в Российской Федерации.

Если по итогам 2018 года доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации составляла 78,4 процента, то по результатам 2020 года значение указанной доли достигло 81,1 процента.

Доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной, языковой или религиозной принадлежности, в общем количестве опрошенных граждан увеличилась с 93 процентов до 94 процентов.

Вместе с тем нестабильная эпидемиологическая ситуация, связанная с возникновением и распространением в 2020 году новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а также ограничения, связанные с предупреждением ее распространения, негативным образом сказались на уровне общероссийской гражданской идентичности, который по сравнению с 2018 годом снизился до 79 процентов.

Именно поэтому особая роль отводится комплексной реализации мероприятий Программы, направленных:

на повышение уровня общероссийской гражданской идентичности;

на повышение доли граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, в общей численности граждан Российской Федерации;

на снижение количества межэтнических и межрелигиозных противоречий;