1. Государственная регистрация юридических лиц - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Факт государственной регистрации рассматривается в качестве акта уполномоченного органа, причем понятие "акт" имеет в данном случае двойственное значение: с одной стороны, он выступает в качестве юридического факта, порождающего, изменяющего или прекращающего правосубъектность юридического лица. С другой стороны он выступает в качестве правового акта, т.е. акта, документа, несущего в себе указания, обязательства юридического характера, представляя собой внешнее, документальное выражение соответствующих решений, принятых уполномоченными органами, направленное на достижение какого-либо правового результата.
________________
См. подробнее: Гусева Т.А., Захарова Н.А., Карташова Ю.А., Кухаренко Т.А., Николаева Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" / под ред. Т.А.Гусевой. М., 2015. Комментарий к ст.1.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами (регистрирующий орган).
Таким органом является Федеральная налоговая служба (ФНС России). В Положении о Федеральной налоговой службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506, в частности, закреплено (абз.2 п.1), что ФНС России - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы являются юридическими лицами, имеют бланк и печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ. Финансирование расходов на содержание центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.
Полномочия ФНС России, связанные с государственной регистрацией юридических лиц (также индивидуальных предпринимателей), регламентированы в ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и принятых в целях реализации отдельных его предписаний соответствующих подзаконных актах, например:
Говоря о государственной регистрации юридических лиц, необходимо учитывать, что в отношении государственной регистрации некоммерческих организаций соответствующие полномочия возложены на другой орган - Министерство юстиции РФ (Минюст России), руководство деятельностью которого осуществляет Президент РФ.
Минюст России, как это следует из Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1313, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функции по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации (абз.1 п.1). Обратим внимание, что подп.5 п.3 указанного Положения организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, отнесена к числу одной из шести основных задач Минюста России.
При определении форм документов, представляемых в Минюст России и его территориальные органы для государственной регистрации некоммерческих организаций, следует руководствоваться приказом Минюста России от 07.05.2013 N 68, который определяет, что для государственной регистрации некоммерческих организаций, принятие решений о государственной регистрации которых отнесено к компетенции Министерства юстиции РФ и его территориальных органов, а также для внесения изменений в сведения ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в их учредительные документы, используются формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утвержденные приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
________________
Из этого следует, что форма заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании (внесении изменений, о которых указано выше) одинакова и для коммерческих, и для некоммерческих организаций. При этом взаимодействие Минюста России и ФНС России по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в установленном Минюстом России порядке (см. приказ Минюста РФ от 12.11.2010 N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций").
Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
________________
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Таким образом, юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в ЕГРЮЛ со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.
________________
См. приказ ФНС России от 13.11.2012 N ММВ-7-6/843@ "Об утверждении формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей"; приказ Минюста РФ от 03.08.2009 N 244 "Об утверждении формы свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации".
2. ГК РФ презюмирует достоверность и полноту сведений, внесенных в ЕГРЮЛ, чем гарантирует обеспечение и защиту прав и законных интересов добросовестных участников правоотношений.
Процедура государственной регистрации юридического лица должна быть:
- законной;