Неактуальный

Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть первая) (постатейный)

Комментарий к статье 43. Последствия признания гражданина безвестно отсутствующим


1. По общему правилу, закрепленному абз.1 п.1 комментируемой статьи, основанием для передачи имущества гражданина, признанного безвестно отсутствующим, лицу, с которым орган опеки и попечительства заключает договор доверительного управления этим имуществом (см. гл.53 ГК РФ), является решение суда о признании гражданина безвестно отсутствующим (см. ч.1 ст.279 ГПК РФ).

Имущество передается в доверительное управление при условии необходимости постоянного управления им. Из этого имущества выдается содержание гражданам, которых безвестно отсутствующий обязан содержать, и погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

2. Действующим законодательством РФ предусмотрены следующие исключения из общего правила, установленного абз.1 п.1 комментируемой статьи:

1) в силу ч.2 ст.278 ГПК РФ судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом гражданина, в отношении которого подано заявление о признании его безвестно отсутствующим, после принятия этого заявления;

2) согласно п.2 комментируемой статьи орган опеки и попечительства может и до истечения года со дня получения сведений о месте пребывания отсутствующего гражданина назначить управляющего его имуществом. При этом ни ГК РФ, ни иной законодательный акт не закрепляют оснований, руководствуясь которыми, орган опеки и попечительства может принять подобное решение.

________________

Для сравнения отметим, что в абз.2 ст.19 ГК РСФСР от 11.06.64 (утратил силу) алогичные положения были сформулированы следующим образом: "По заявлению заинтересованных лиц орган опеки и попечительства может и до истечения одного года со дня получения последних сведений о местопребывании отсутствующего гражданина назначить опекуна для охраны его имущества".


Полагаем, что при реализации на практике обозначенных норм следует исходить из того, что целью признания гражданина безвестно отсутствующим является сохранение его имущества, обеспечение защиты прав и интересов граждан, которых безвестно отсутствующий обязан содержать. Так, по одному из дел, рассматривая требования истца о признании утратившим права пользования квартирой, судебная коллегия отметила, что, исходя из положений ст.43 ГК РФ, признание гражданина безвестно отсутствующим не является основанием для прекращения его имущественных прав, в том числе на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, интересы безвестно отсутствующего по управлению имуществом должны представлять органы опеки и попечительства (см. подробнее апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 08.06.2015 N 33-7524/2015 по делу N 2-249/2015).

3. Не предусмотренные комментируемой статьей последствия признания лица безвестно отсутствующим определяются законом.

Так, например, согласно п.1 ст.51 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов физического лица, признанного судом безвестно отсутствующим, исполняется лицом, уполномоченным органом опеки и попечительства управлять имуществом безвестно отсутствующего. Указанное лицо обязано уплатить всю неуплаченную налогоплательщиком сумму налогов и сборов, а также причитающиеся на день признания лица безвестно отсутствующим пени и штрафы. Данные суммы уплачиваются за счет денежных средств физического лица, признанного безвестно отсутствующим.

В силу п.6 ч.1 ст.83 ТК РФ признание лица безвестно отсутствующим является основанием для прекращения трудового договора с ним.

Согласно п.2 ст.19 СК РФ расторжение брака с гражданином, признанным безвестно отсутствующим, происходит в упрощенном порядке - по заявлению одного из супругов (независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей).

Соответствующие правовые последствия определены также в следующих документах:

- ФКЗ от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (п.10 ч.1 ст.18);

- ГК РФ (подп.5 п.1 ст.188);

- ФЗ от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (п.2 ст.80, ч.6, 13 ст.89);

- ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п.1 ч.1 ст.40);

- Закон РФ от 25.06.93 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (ст.7);

- ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (ч.3 ст.39);

- ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (ч.3 ст.31);

- ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (п.5 ч.6 ст.36);

- ФЗ от 28.03.98 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (п.7 ст.51, п.8 ст.57.8);

- ФЗ от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (подп."е" п.1 ст.19);

- ФЗ от 08.05.94 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (п."ж" ч.1 ст.4);

- Закон РФ от 26.06.92 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (подп.1 п.1 ст.13);

- ФЗ от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.43.2);

- ФЗ от 27.05.98 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (ст.2) и др.

4. Судебная практика: