Программно-целевой метод связан с распределением ресурсов и мероприятий в зависимости от достижения поставленной цели. В то же время использование этого метода при решении проблемы связано с определенными рисками.
Возможное решение о сокращении объемов финансирования Программы независимо от времени его принятия приведет к неэффективности расходов, связанных с ее выполнением.
В этом случае потребуется реструктуризировать Программу и приостановить некоторые из начатых мероприятий.
К числу основных причин наступления указанного риска реализации Программы могут быть отнесены негативные процессы снижения темпов роста и рецессия российской экономики.
Также существует риск невыполнения целевых показателей реализации Программы из-за наступления неблагоприятных социальных последствий, связанных с ростом преступности и массовыми миграционными процессами. В этом случае необходимо будет пересмотреть задачи Программы исходя из новых бюджетных параметров.
Невыполнение отдельных задач Программы помимо прямых экономических потерь, связанных с неэффективным расходованием бюджетных средств, существенно снизит положительные эффекты, полученные на предыдущих этапах развития уголовно-исполнительной системы.
Учитывая, что в исправительных учреждениях в настоящее время содержится 290 тыс. осужденных, не обеспеченных работой, создание 50 тыс. рабочих мест, предусмотренных Программой, не в полной мере удовлетворит потребность уголовно-исполнительной системы в рабочих местах для привлечения осужденных к труду. В связи с этим риск недостаточного финансирования негативно скажется на обеспечении уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации в части обязательного привлечения осужденных к труду.
Нерешенность хотя бы одной из задач Программы явится препятствием для обеспечения условий для эффективного функционирования уголовно-исполнительной системы, направленного на ускоренное приведение следственных изоляторов и исправительных учреждений в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации по созданию дополнительных рабочих мест для осужденных и соответствующими международными стандартами.
К рискам, связанным с реализацией Программы, следует также отнести неэффективное управление ею и отсутствие необходимой координации деятельности по выполнению Программы.
Решение проблемы по приведению условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и условий отбывания наказания осужденными в соответствие с законодательством Российской Федерации будет осуществляться путем обоснованного выбора мероприятий по всем направлениям реализации Программы с учетом ее цели и объемов выделенных бюджетных ассигнований.
В рамках программно-целевого метода разработаны 3 варианта решения проблемы. Варианты расчетов целевых показателей реализации Программы представлены в приложении N 1, а объемы финансирования за счет средств федерального бюджета - в приложении N 2.
Первый вариант предусматривает финансирование в первые 4 года работ по строительству (реконструкции) объектов следственных изоляторов и исправительных учреждений, проектная документация по которым разработана в 2007-2016 годах. В последующие годы будут проводиться работы по строительству и реконструкции объектов следственных изоляторов в субъектах Российской Федерации, в которых имеется наиболее неблагоприятная ситуация в отношении переполнения существующих следственных изоляторов, а также по реализации мероприятий, связанных с улучшением условий отбывания наказаний осужденными.
На создание новых рабочих мест и обновление основных производственных средств исправительных учреждений предполагается ежегодно направлять 500 млн. рублей, за счет которых будет создано 50 тыс. рабочих мест и привлечено дополнительно к труду 100 тыс. осужденных.
Реализация данного варианта позволит довести количество следственных изоляторов с условиями содержания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации и международным стандартам, до 100 процентов (без учета резерва мест в следственных изоляторах) и количество исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений с условиями отбывания наказания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации, до 81,2 процента от общего количества (при этом потребность в местах в исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы будет обеспечена полностью).
К числу рисков при реализации первого варианта решения проблемы относятся следующие:
при росте преступности и возможных массовых миграционных процессов в стране существует вероятность увеличения числа общественно опасных деяний, совершение которых повлечет за собой наказание в виде лишения свободы, вследствие чего может возникнуть потребность в дополнительных местах в следственных изоляторах и исправительных учреждениях, не учтенных программными мероприятиями;
из-за возможных колебаний наполняемости следственных изоляторов в отдельные месяцы будет превышен установленный лимит их наполнения и, следовательно, в это время будут нарушаться права, свободы и законные интересы подозреваемых и обвиняемых.
Второй вариант реализации Программы предусматривает дополнительное по сравнению с первым вариантом строительство и реконструкцию следственных изоляторов в целях приведения условий содержания в них в соответствие с законодательством Российской Федерации и доведения их количества до показателя 100 процентов с учетом создания 15-процентного резерва лимита наполнения следственных изоляторов, а также строительство и реконструкцию объектов исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений в целях приведения условий отбывания наказаний в них в соответствие с законодательством Российской Федерации и доведения их количества до показателя 100 процентов.
На обновление основных производственных средств исправительных учреждений предполагается направить 7 млрд. рублей, что позволит создать 77,8 тыс. рабочих мест и дополнительно трудоустроить около 155,555 тыс. осужденных.
В отношении второго варианта существует риск неэффективного использования построенных объектов при отсутствии роста преступности и массовых миграционных процессов, что приведет к недостижению лимита наполняемости следственных изоляторов и исправительных учреждений.
Третий вариант в отличие от первого и второго вариантов предусматривает финансирование Программы на уровне среднего значения показателя финансирования мероприятий по строительству и реконструкции объектов уголовно-исполнительной системы в размере 5769,2968 млн. рублей.
На обновление основных производственных средств исправительных учреждений планируется ежегодно направлять 250 млн. рублей, что позволит создать 25 тыс. мест и дополнительно трудоустроить 50 тыс. осужденных.
При таком варианте реализации Программы появляется возможность довести количество следственных изоляторов с условиями содержания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации и международным стандартам, до 83,4 процента без учета резерва мест в следственных изоляторах (при этом потребность в местах в следственных изоляторах будет обеспечена полностью) и количество исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждений с условиями отбывания наказания в них, соответствующими законодательству Российской Федерации, до 70,5 процента (при этом потребность в местах в исправительных, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях будет обеспечена полностью).
Исходя из риска возможного сокращения объемов финансирования Программы сохранится проблема соблюдения прав, свобод и законных интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных. В период реализации мероприятий Программы может сохраниться тенденция роста преступности и, соответственно, возрасти наполняемость учреждений уголовно-исполнительной системы.
Таким образом, первый вариант решения проблемы в рамках программно-целевого метода является наиболее предпочтительным. Реализация мероприятий Программы по первому варианту позволит соблюсти требования законодательства Российской Федерации и международные стандарты в области прав человека, а также значительно увеличить количество новых рабочих мест для осужденных.