1. В целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов РФ должностных обязанностей, исключения злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов РФ Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года N 885 были утверждены Общие принципы служебного поведения государственных служащих. Данные общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.
Обозначенным Указом Президента РФ было рекомендовано лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных этим указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.
В настоящее время в большинстве госструктур разработаны и утверждены соответствующие Кодексы этики и служебного поведения госслужащих, в которых систематизированы нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения (см., например, приказ Федеральной службы государственной статистики от 20 октября 2016 года N 669 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы государственной статистики и ее территориальных органов", приказ Федерального архивного агентства от 3 февраля 2016 года N 19 "Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Федерального архивного агентства" и др.).
Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 года) (протокол N 21).
Комментируемой статьей установлены общие требования к служебному поведению гражданского служащего, которым гражданский служащий обязан следовать при выполнении своих должностных обязанностей.
Указанные требования, прежде всего, отражают морально-этическую сторону прохождения гражданской службы, что, в свою очередь, осложняет объективную оценку служебного поведения гражданского служащего.
В частности, гражданский служащий обязан исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне. Данное требование установлено в целях повышения эффективности деятельности государственного органа в целом. Соблюдение данного требования возможно, если гражданский служащий обладает достаточными знаниями, навыками и умениями, а также осознает существо возложенных на него полномочий.
При прохождении гражданской службы гражданский служащий обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих.
Данное положение основывается, прежде всего, на положениях ст.2 Конституции РФ, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Таким образом, определяя деятельность органов государственной власти, права и свободы человека и гражданина определяют деятельность и гражданских служащих.
В соответствии с п.3 ч.1 комментируемой статьи гражданский служащий обязан осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной компетенции государственного органа.
Под компетенцией государственного органа понимаются определяемые законодательством предметы ведения (сфера деятельности, круг вопросов, подлежащих разрешению), соответствующий им объем полномочий и пределы деятельности государственного органа. Строго говоря, компетенция включает в себя: полномочия государственного органа, предметы ведения и основные направления деятельности, или функции данного органа.
Гражданский служащий обязан четко знать компетенцию государственного органа, в котором он проходит службу, свою компетенцию.
Гражданский служащий обязан обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам. Ему запрещено оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам, и не вправе допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций.
Указанные положения также основываются на положениях ст.13, 14 Конституции РФ, в соответствии с которыми в РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Общественные объединения равны перед законом. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
Пунктом 5 ч.1 комментируемой статьи установлен запрет на совершение гражданским служащим действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.
Данное требование можно отнести к антикоррупционным требованиям. При исполнении своих должностных обязанностей гражданский служащий должен исходить, прежде всего, из интересов государства, государственного органа.
К общим требованиям к служебному поведению гражданского служащего можно отнести требование соблюдать установленные для гражданских служащих ограничения. Данные ограничения установлены ст.16 комментируемого Закона, а также иными отраслевыми законами (например, требование уходить в отпуск на время участия в предвыборной кампании, установленное Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Однородными являются требования к государственному служащему не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство, а также не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа. Совершение гражданским служащим поступка, который нанесет ущерб его чести и достоинству, влечет за собой нанесение ущерба репутации и авторитету всего государственного органа, т.к. гражданский служащий является "лицом" государственного органа, его представителем.
По этой же причине гражданский служащий обязан проявлять корректность (доброжелательность, вежливость, тактичность) в обращении с гражданами. Некорректное поведение гражданского служащего в обращении с гражданами способно повлечь дискредитацию государственного органа в целом.
Следующая группа требований обусловлена такой характерной особенностью нашей страны как многонациональность, этническое многообразие и многоконфессиональность.
В частности, гражданский служащий обязан проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов РФ, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
Следуя данному требованию, гражданский служащий обязан учитывать особенности местного языка, этикетных норм вежливости (например, особенности обращения, приветствия, благодарности), официально-формальных служебных отношений, в других нормативов поведения, которые обусловлены особенностями национальности, этнических, социальных групп или конфессий.
Как представитель государственного органа, гражданский служащий обязан соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления.
Правила публичных выступлений и предоставления служебной информации устанавливаются каждым государственным органом самостоятельно в зависимости от специфики деятельности государственного органа.
Например, в соответствии с п.4.12 Правил поведения работника аппарата суда, утвержденных постановлением Совета судей РФ от 27 апреля 2006 года N 156, работник аппарата суда должен соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. Информация, предоставляемая гражданам, участникам судебного разбирательства, судьям, работникам аппарата суда, персоналу, должна соответствовать требованиям достаточности (не должна быть излишне краткой, но и не избыточной) и достоверности (не требовать перепроверки). Работник суда не вправе: делать публичные заявления по существу дел, находящихся в производстве суда, комментировать судебные решения, подвергать сомнению судебные решения; критиковать профессиональные действия судей и работников аппарата суда, а также допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая суд, в котором работник суда замещает должность гражданской службы. Данное ограничение не распространяется на публичные заявления, сделанные в порядке исполнения служебных обязанностей в суде. Все запросы об информации, поступающие от средств массовой информации, должны отсылаться работником аппарата суда уполномоченным на то лицам.
2. Одной из особенностей прохождения гражданской службы является иерархическая структура "руководитель-подчиненный". Руководитель обладает достаточно организационно-распорядительными полномочиями в отношении своих подчиненных, которые, тем не менее, не могут выходить за рамки его служебных полномочий.
В этой связи, в ч.2 комментируемой статьи законодателем особо оговаривается, что гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории "руководители", обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.