1. Статьей 14 комментируемого Закона устанавливаются основные права гражданского служащего. Указанными правами наделяются все гражданские служащие независимо от занимаемой должности. Отличительной особенностью прав гражданских служащих является сочетание общих трудовых прав и специфических прав, связанных с прохождением гражданской службы.
Гражданский служащий имеет право на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии со ст.209 ТК РФ условиями труда признается совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей, включают в себя права гражданского служащего на труд в условиях, отвечающим требованиям охраны труда в соответствии со ст.219 ТК РФ. В частности, применительно к государственной службе, служащий имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, т.е. гигиеническим нормативам, требованиям к травмоопасности рабочих мест, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Гражданскому служащему предоставляется право на ознакомление с документами, непосредственно связанными с его должностными обязанностями.
К таким документам относятся:
- должностной регламент;
- служебный контракт;
- документы, устанавливающие правила внутреннего трудового распорядка;
- инструкция по делопроизводству;
- иные документами, определяющие права и обязанности гражданского служащего по замещаемой должности гражданской службы, а также документы, устанавливающие критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показатели результативности профессиональной служебной деятельности и условия должностного роста.
Из данного права вытекает право гражданского служащего исполнять только те права и обязанности, которые закреплены в документах, регламентирующих его служебную деятельность, а также право не исполнять поручения, выходящие за рамки прав и обязанностей, установленных данными документами.
Пунктом 3 ч.1 комментируемой статьи устанавливается право гражданского служащего на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.
Данное право относится к общетрудовым правам, урегулированным гл.V ТК РФ. Особенности реализации данного права при прохождении государственной гражданской службы устанавливаются гл.8 комментируемого Закона (подробнее см. комментарий к ст.45, 46).
Гражданским служащим гарантируется право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с комментируемым Законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
Главным отличием оплаты труда гражданских служащих является то, что структура оплаты труда, а также размер оплаты труда нормативно закреплен соответственно на федеральном уровне либо уровне субъектов РФ.
В частности, в структуру оплаты труда гражданского служащего входят:
а) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад);
б) месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (оклад за классный чин);
в) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
г) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
д) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
е) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
ж) ежемесячное денежное поощрение;
з) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
В соответствии с п.5 ч.1 комментируемой статьи гражданский служащий наделяется правом на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа.
При этом, предполагается, что гражданский служащий вправе получать необходимую информацию и материалы как в пределах государственного органа, в котором гражданский служащий проходит службу, так и за пределами данного государственного органа. В частности, указанная информация и материалы могут быть запрошены в иных государственных органах, а также в органах местного самоуправления, которые, в свою очередь, обязаны представить такую информацию и (или) материалы в установленном порядке.
Кроме того, в ходе выполнения своих должностных обязанностей гражданским служащим могут быть выработаны рекомендации по оптимизации как своей служебной деятельности, так и деятельности государственного органа в целом либо при осуществлении определенной государственной функции. Указанные рекомендации могут быть направлены в форме предложений о совершенствовании деятельности государственного органа непосредственному руководителю либо представителю нанимателя.