Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный)

      
Комментарий к статье 13. Гражданский служащий

1. Комментируемой статьей раскрывается понятие государственного служащего. Еще в XVII веке Т.Гоббс отметил, что государственным служителем является тот, кому суверен (будь то монарх или собрание) поручает известный круг дел с полномочиями представлять в нем лицо государства.

________________

Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного или гражданского. Т.II. М., 1991. С.186.


В советский период понятия "служащий" и "государственный служащий" практически мало различались по содержанию и должным образом не исследовались в науке. В советский период говорили о двух видах службы - о службе в общественных организациях и службе в государственных организациях.

________________

См.: Советское административное право. М. 1978. С.291; Студеникин С.С. Советское административное право. М. 1945. С.46; Петров Г.И. Советское административное право: часть общая. Л., 1970. С.144; Власов В.А. Основы советского государственного управления. М., 1960. С.80.


С конца 1940-х годов институт государственной службы начинает интенсивно исследоваться и уже в 1950-х годах учеными формулируются определения государственного служащего. Власов В.А. и С.С.Студеникин при определении понятия государственного служащего в качестве главного критерия рассматривали исполнение работником служебных обязанностей. Государственным служащим, по их мнению, является лицо, выполняющее непосредственно или в качестве вспомогательного работника, постоянно или временно, за вознаграждение служебные обязанности (государственные функции) в аппарате государственной администрации (государственном аппарате).

________________

Кулешов Г.Н., Марьян А.В. Административно-правовое регулирование информационного обеспечения статуса государственного служащего как субъекта административного права // Административное и муниципальное право. 2010. N 7.


К 1960-м годам был проведен ряд исследований, посвященных институту государственной службы, что позволило ученым выйти на новый уровень обобщения и тем самым продвинуть исследования о государственной службе вперед. В частности, главным критерием выделения госслужащих, по мнению И.Н.Пахомова, являлось выполнение ими работы, связанной с осуществлением государственной власти, а подобного рода деятельностью были заняты только лица, занимающие должности в государственных органах.

________________

Там же.


Впервые определение государственного служащего было определено в Положении о федеральной государственной службе, утвержденном Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года N 2267 (утратил силу). Согласно данному указу федеральным государственным служащим признавался гражданин РФ, занимающий в порядке, установленном указанным Положением, оплачиваемую государственную должность.

Далее в Федеральном законе от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" было определено, что государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

2. Исходя из приведенного в комментируемой статье определения, ученые выделяли следующие признаки государственного служащего. Например, Ю.Н.Старилов к числу признаков государственного служащего относит следующие:

1) государственный служащий - это физическое лицо, гражданин РФ не моложе 18 лет, владеющий государственным языком и имеющий профессиональное образование;

2) государственный служащий должен отвечать требованиям законодательства о государственной службе;

3) государственный служащий занимает оплачиваемую государственную должность государственной службы в установленном законом порядке;

4) государственному служащему присваивается в установленном законом порядке квалификационный разряд (чин, ранг и т.д.);

5) государственный служащий выполняет государственные функции, полномочия государственных органов, решает государственные задачи в экономической, социальной, административно-политической сфере;

6) государственный служащий совершает во многих случаях действия, которые вызывают определенные юридические последствия;

7) деятельность государственных служащих носит, как правило, непроизводственный характер;

8) государственный служащий принимает присягу на верность государству.

________________

Старилов Ю.Н. Государственная служба в Российской Федерации: теоретико-правовое исследование. Воронеж, 1996. С.141.


Манохин В.М. приводит следующий перечень элементов, характеризующих правовой статус государственного служащего:

1) государственный служащий - это гражданин РФ;

2) государственный служащий замещает государственную должность государственной службы;