Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов


Комментируемая статья законодательно закрепляет объективно существующую взаимосвязь государственной гражданской службы с другими видами государственной службы Российской Федерации. В соответствии с ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" система российской государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; государственная служба иных видов.

В свою очередь гражданская служба подразделяется на федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъекта РФ. Правовое регулирование и организация федеральной гражданской службы находятся в ведении Российской Федерации (п."т" ст.71 Конституции РФ). Правовое регулирование гражданской службы субъекта РФ находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ. Военная служба является видом федеральной государственной службы (ст.6 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации") и регулируется федеральными законами (см., например, ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" и др.).

В основе взаимосвязи лежит единство системы государственной службы и принципов ее построения. Единство системы обеспечивается существованием в государстве ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации". Единство принципов ее построения очевидно при сравнении ст.3 ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" и ст.4 комментируемого Закона. Как минимум по пяти принципам из девяти имеется смысловое и формально-терминологическое совпадение (см. комментарий к ст.4 Закона). Это свидетельствует о том, что современная российская государственная служба представляет собой единую систему государственно-служебных отношений, построенную на базе общесистемных правовых принципов.

На этой теоретической и правовой основе еще более тесная взаимосвязь между государственной гражданской службой и иными видами государственных служб обеспечивается, как минимум по четырем направлениям, т.е. в четырех субинститутах государственной службы, которые обозначены в комментируемой статье.

Во-первых, предусматривается соотносимость основных условий и размеров оплаты труда, основных государственных социальных гарантий (субинститут оплаты труда), а также соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу Российской Федерации (субинститут государственных гарантий). Нельзя не заметить, что термин "соотносимость" законодателем не определен и внутренне не раскрыт, что вызывает трудности в процессе применения комментируемой статьи закона.

Во-вторых, кроме того взаимосвязь обеспечивается при прохождении государственной службы в части установления ограничений и обязательств для служащих (субинститут прохождения службы).

В-третьих, взаимосвязь проявляется также при исчислении стажа гражданской службы, позволяющая (ст.54 комментируемого Закона) прибавлять (учитывать) к стажу гражданской службы стаж иных видов государственной службы (субинститут государственных гарантий). Учет стажа военной службы предусматривается при переходе на гражданскую службу. Кроме того, исчисление стажа государственной гражданской службы необходимо при определении ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; определении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет; назначении государственному гражданскому служащему пенсии и в других случаях. Порядок исчисления стажа государственной гражданской службы Российской Федерации и зачета в него иных периодов замещения государственных должностей устанавливается указом Президента РФ.

Представляется, что таких направлений и форм юридической соотносимости в законодательстве и правоприменительной деятельности гораздо больше. Подобная взаимосвязь проявляется, например, в учете ранее присвоенных классных чинов при переходе государственного служащего на другую должность (ч.3 ст.13 комментируемого Закона).

Непосредственно в законодательстве взаимосвязь различных видов государственной службы обеспечивается установлением однотипных правовых институтов: должность государственной службы; квалификационные требования к должностям государственной службы; общие требования к профессиональной подготовке; общие требования к поступлению на государственную службу; общий порядок оформления государственно-служебных отношений; общие основания заключения, действия и прекращения служебного контракта; установление единых условий оплаты служебной деятельности; общие параметры регулирования служебного времени и времени отдыха; общие требования к служебной дисциплине и единые основания применения дисциплинарных взысканий и т.д.