Недействующий

     

     

     

     Министерство финансов Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 16 ноября 2016 года N ММВ-7-16/619@

Об утверждении Положения об осуществлении Федеральной налоговой службой внутреннего финансового аудита

____________________________________________________________________
Утратил силу с 18 мая 2019 года на основании
приказа ФНС России от 8 апреля 2019 года N ММВ-7-16/177@
____________________________________________________________________

В целях реализации положений пункта 4 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2013, N 31, ст.4191, N 52, ст.6983; 2016, N 1, ст.26) и Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 193 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 12, ст.1290; 2015, N 16, ст.2393; 2016, N 18, ст.2632),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об осуществлении Федеральной налоговой службой внутреннего финансового аудита.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель Федеральной
налоговой службы
М.В.Мишустин

Зарегистрировано

в Министерстве юстиции

Российской Федерации

29 декабря 2016 года,

регистрационный N 45062

     

     

     

     УТВЕРЖДЕНО
приказом ФНС России
от 16 ноября 2016 года N ММВ-7-16/619@

     

Положение об осуществлении Федеральной налоговой службой внутреннего финансового аудита

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет цели, порядок организации и осуществления в Федеральной налоговой службе внутреннего финансового аудита.

2. Субъектами внутреннего финансового аудита, осуществляемого на основе функциональной независимости, являются должностные лица Управления контроля налоговых органов ФНС России, а также структурных подразделений управлений ФНС России по субъекту Российской Федерации (управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, находящимся в границах федерального округа) (далее - УФНС), наделенные полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита (далее - соответственно субъект внутреннего финансового аудита ФНС России, субъект внутреннего финансового аудита УФНС).

Деятельность субъекта внутреннего финансового аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.

3. Объектами внутреннего финансового аудита являются структурные подразделения ФНС России (УФНС), подконтрольные ФНС России (УФНС) территориальные налоговые органы, федеральные казенные учреждения, находящиеся в ведении ФНС России.

4. Целями внутреннего финансового аудита являются:

оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;

подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

подготовка предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств.

II. Организация внутреннего финансового аудита

5. Субъект внутреннего финансового аудита ФНС России при осуществлении внутреннего финансового аудита подчиняется непосредственно и исключительно руководителю ФНС России, субъект внутреннего финансового аудита УФНС - руководителю УФНС.

6. Аудиторские проверки подразделяются:

на камеральные проверки, которые проводятся по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита на основании представленных по его запросу информации и материалов;

на выездные проверки, которые проводятся по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита;

на комбинированные проверки, которые проводятся как по месту нахождения субъекта внутреннего финансового аудита, так и по месту нахождения объектов внутреннего финансового аудита.

7. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной начальником Управления контроля налоговых органов ФНС России (руководителем УФНС) не позднее чем за 5 рабочих дней до начала аудиторской проверки.

Программа аудиторской проверки направляется в адрес объекта внутреннего финансового аудита до начала аудиторской проверки.

8. При составлении программы аудиторской проверки формируется аудиторская группа из состава субъекта внутреннего финансового аудита (не менее 2 должностных лиц) для проведения аудиторской проверки, распределяются обязанности между членами аудиторской группы, назначается руководитель аудиторской группы.

Руководитель аудиторской группы до начала проверки знакомит членов аудиторской группы с программой аудиторской проверки и доводит до каждого из них перечень вопросов программы аудиторской проверки, которые он обязан проверить.

9. Субъект внутреннего финансового аудита при проведении аудиторской проверки имеет право:

запрашивать и получать на основании мотивированного запроса документы, материалы и информацию, необходимые для проведения аудиторских проверок, в том числе информацию об организации и о результатах проведения внутреннего финансового контроля;

посещать помещения и территории, которые занимают объекты внутреннего финансового аудита, в отношении которых осуществляется аудиторская проверка;

привлекать независимых экспертов.

10. Субъект внутреннего финансового аудита обязан:

а) соблюдать требования нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности;

б) проводить аудиторские проверки в соответствии с программой аудиторской проверки (рекомендуемый образец программы аудиторской проверки приведен в приложении N 2 к настоящему Положению);

в) знакомить руководителя или уполномоченное должностное лицо объекта внутреннего финансового аудита с программой аудиторской проверки, а также с результатами аудиторских проверок (актами и заключениями);

г) не допускать к проведению аудиторских проверок должностных лиц, которые в период, подлежащий аудиторской проверке, организовывали и выполняли внутренние бюджетные процедуры.

11. Руководитель объекта внутреннего финансового аудита обязан обеспечить своевременность, полноту представления документов, материалов и информации, запрошенных для проведения аудиторской проверки, а также создать надлежащие условия для проведения проверки: предоставить необходимое помещение, персональные компьютеры с подключенными базами данных или удаленный доступ к ним, копировально-множительную оргтехнику, услуги связи, автотранспорт, канцелярские принадлежности.

При проведении аудиторской проверки в отношении подконтрольных налоговых органов или федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении ФНС России, объект внутреннего финансового аудита издает приказ "Об организационном обеспечении проведения аудиторской проверки внутреннего финансового аудита", в соответствии с которым назначается должностное лицо, ответственное за организационное обеспечение проведения аудиторской проверки и своевременное предоставление запрашиваемой информации, а также указывается обязанность руководителей структурных подразделений (или иных должностных лиц) объекта внутреннего финансового аудита по предоставлению субъекту внутреннего финансового аудита требуемой для проведения аудиторской проверки информации и оказанию содействия в проведении аудиторской проверки.

Требования и мотивированные запросы документов, материалов и информации, запрошенные субъектами внутреннего финансового аудита и связанные с осуществлением ими своих должностных полномочий, являются обязательными для исполнения должностными лицами объекта внутреннего финансового аудита.

III. Планирование аудиторских проверок

12. Внутренний финансовый аудит осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых аудиторских проверок.

13. Плановые аудиторские проверки осуществляются в соответствии с годовым планом внутреннего финансового аудита (далее - План), утверждаемым приказом руководителя ФНС России (УФНС) (рекомендуемый образец Плана приведен в приложении N 1 к настоящему Положению).

Внеплановые аудиторские проверки проводятся на основании приказа руководителя ФНС России (УФНС).

14. План представляет собой перечень аудиторских проверок, которые планируется провести в очередном финансовом году.

15. План составляется субъектом внутреннего финансового аудита и утверждается приказом руководителя ФНС России (УФНС) до начала очередного финансового года.

16. По каждой аудиторской проверке в Плане указывается тема аудиторской проверки, объекты внутреннего финансового аудита, срок проведения аудиторской проверки, проверяемый период, вид проверки и ответственные исполнители.

17. В целях планирования аудиторских проверок субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах внутреннего финансового аудита, в том числе сведений о результатах:

осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

проведения в текущем и (или) отчетном финансовом году контрольных мероприятий Счетной палатой Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов внутреннего финансового аудита.

18. При составлении Плана и программы аудиторских проверок учитываются:

значимость операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), групп однотипных операций объектов внутреннего финансового аудита, которые могут оказать значительное влияние на годовую и (или) квартальную бюджетную отчетность ФНС России (УФНС) в случае неправомерного исполнения этих операций;

факторы, влияющие на объем выборки проверяемых операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) для тестирования эффективности (надежности) внутреннего финансового контроля, к которым, в том числе относятся частота выполнения визуальных контрольных действий, существенность процедур внутреннего финансового контроля и уровень автоматизации процедур внутреннего финансового контроля;

наличие значимых бюджетных рисков после проведения процедур внутреннего финансового контроля;

степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

наличие резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

19. План не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его утверждения, доводится до объектов внутреннего финансового аудита, включенных в План.

20. Корректировка Плана осуществляется по решению руководителя ФНС России (УФНС) на основании мотивированного обращения начальника Управления контроля налоговых органов ФНС России (структурного подразделения УФНС, должностные лица которого наделены полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита).

IV. Проведение аудиторской проверки

21. В ходе аудиторской проверки в рамках вопросов, изложенных в программе аудиторской проверки, проводится исследование:

осуществления внутреннего финансового контроля;

законности выполнения внутренних бюджетных процедур и эффективности использования бюджетных средств;

ведения учетной политики, принятой объектом внутреннего финансового аудита, в том числе на предмет ее соответствия изменениям в области бюджетного учета;

применения автоматизированных информационных систем объектом внутреннего финансового аудита при осуществлении внутренних бюджетных процедур;

вопросов бюджетного учета, в том числе вопросов, по которым принимается решение исходя из профессионального мнения лица, ответственного за ведение бюджетного учета;

наделения правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий;

формирования финансовых и первичных учетных документов, а также наделения правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;

бюджетной отчетности.

22. Аудиторские проверки проводятся путем выполнения:

инспектирования, представляющего собой изучение записей и документов, связанных с осуществлением операций внутренней бюджетной процедуры и (или) материальных активов;

наблюдения, представляющего собой систематическое изучение действий должностных лиц и работников объекта внутреннего финансового аудита, выполняемых ими в ходе исполнения операций внутренней бюджетной процедуры;

запроса, представляющего собой обращение к осведомленным лицам в пределах или за пределами объекта внутреннего финансового аудита в целях получения сведений, необходимых для проведения аудиторской проверки;

подтверждения, представляющего собой ответ на запрос информации, содержащейся в регистрах бюджетного учета;

пересчета, представляющего собой проверку точности арифметических расчетов, произведенных объектом внутреннего финансового аудита, либо самостоятельного расчета субъекта внутреннего финансового аудита;

аналитических процедур, представляющих собой анализ соотношений и закономерностей, основанных на сведениях об осуществлении внутренних бюджетных процедур, а также изучение связи указанных соотношений и закономерностей с полученной информацией с целью выявления отклонений от нее и (или) неправильно отраженных в бюджетном учете операций и их причин и недостатков осуществления иных внутренних бюджетных процедур.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»