Комментарий к Федеральному закону от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 5. Права гражданина при рассмотрении обращения


В комментируемой статье перечислены права, предоставляемые гражданину при рассмотрении его обращения. С учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 80-ФЗ (см. комментарий к ст.1, 2 Закона), речь идет также о правах объединений граждан, в т.ч. юридических лиц, при рассмотрении их обращений.

В соответствии с комментируемой статьей при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме.

Указание на возможность представления и истребования указанных документов и материалов в электронной форме включено Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 227-ФЗ, внесшим изменения в законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". (О понятии электронного документа см. комментарий к ст.4 Закона.)

Согласно пункту 2 ч.1 ст.10 комментируемого Закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия. Корреспондирующая этому праву обязанность других государственных органов, органов местного самоуправления и иных должностных лиц предоставлять соответствующие документы и материалы закреплена в ч.2 указанной статьи (см. комментарий к ст.10 Закона);

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

Указанное право основано на норме ч.2 ст.24 Конституции РФ, устанавливающей, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 7 февраля 2013 года N 134-О, положение п.2 комментируемой статьи, устанавливающее ограничение на предоставление гражданину документов и материалов, касающихся рассмотрения его обращения, в системной взаимосвязи с иными положениями федерального законодательства, в том числе положениями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", предполагает, что уполномоченный орган (должностное лицо) в соответствующих случаях отказывает гражданину в доступе к указанным документам и материалам на том основании, что содержащаяся в них информация, затрагивающая права, свободы и законные интересы других лиц, хотя и не защищается в качестве государственной или иной охраняемой федеральным законом тайны, однако отнесена к сведениям, распространение которых в России в установленном федеральным законом порядке ограничено или запрещено;

________________

pravo.gov.ru, 2013, 4 марта.


3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст.11 комментируемого Закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Указанным правам корреспондируют установленные в п.4 и 5 ч.1 ст.10 комментируемого Закона обязанности государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица: дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов (но также за исключением случаев, указанных в ст.11 данного Закона); уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

В статье 11 комментируемого Закона речь идет о следующих случаях, в которых не дается ответ по существу поставленных в обращении вопросов: если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ (ч.1); если обжалуется судебное решение (ч.2); если в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи (ч.3); если текст письменного обращения не поддается прочтению (ч.4); если в письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства (ч.5); если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (ч.6). (О порядке действий в указанных случаях см. комментарий к ст.11 Закона.)

Указанное уведомление гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения предусмотрено в ч.3 ст.8 комментируемого Закона, но за исключением случая, указанного в ч.4 ст.11 данного Закона, т.е. когда фамилия гражданина и почтовый адрес не поддаются прочтению. Согласно указанной норме ч.3 ст.8 комментируемого Закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, в течение семи дней со дня регистрации обращения (см. комментарий к указанным статьям);

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

В административном (внесудебном) порядке указанные решение, действие (бездействие) обжалуются в вышестоящие государственный орган, орган местного самоуправления или вышестоящему должностному лицу. В судебном порядке указанные решение, действие (бездействие) оспариваются (а не обжалуются) в суде общей юрисдикции по правилам главы 22 "Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" КАС РФ или в арбитражном суде по правилам главы 24 "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц" АПК РФ (наименование главы в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ).

________________

СЗ РФ, 2010, N 31, ст.4197.