Международный стандарт аудита 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 12 февраля 2019 года на основании
приказа Минфина России от 9 января 2019 года N 2н
____________________________________________________________________
Международный стандарт аудита (МСА) 501 "Особенности получения аудиторских доказательств в конкретных случаях" следует рассматривать вместе с МСА 200 "Основные цели независимого аудитора и проведение аудита в соответствии с Международными стандартами аудита". |
1. Настоящий Международный стандарт аудита описывает отдельные вопросы, рассматриваемые аудитором при получении достаточных надлежащих аудиторских доказательств в соответствии с МСА 330, МСА 500 и прочими применимыми МСА в отношении определенных аспектов, касающихся запасов, претензий и судебных разбирательств с участием организации, а также информации по сегментам при проведении аудита финансовой отчетности.
________________
МСА 330 "Аудиторские процедуры в ответ на оцененные риски".
МСА 500 "Аудиторские доказательства".
2. Настоящий стандарт вступает в силу в отношении аудита финансовой отчетности за периоды, начинающиеся 15 декабря 2009 года или после этой даты.
3. Цель аудитора состоит в том, чтобы собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении:
(а) существования и состояния запасов;
(b) полноты информации о претензиях и судебных разбирательствах с участием организации;
(с) представления и раскрытия информации по сегментам в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.
4. Если запасы существенны для финансовой отчетности, аудитор должен собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния запасов путем:
(а) присутствия при проведении инвентаризации запасов, за исключением случаев, когда это практически неосуществимо, чтобы (см. пункты А1-А3):
(i) оценить указания руководства и процедуры для учета и контроля за результатами инвентаризации запасов в организации (см. пункт А4);
(ii) провести наблюдение за выполнением установленных руководством процедур подсчета (см. пункт А5);
(iii) проверить запасы (см. пункт А6);
(iv) выполнить контрольные пересчеты (см. пункты А7-А8);
(b) проведения аудиторских процедур в отношении итоговых данных о запасах в организации, чтобы определить, точно ли она отражает фактические результаты подсчета в ходе инвентаризации.
5. Если инвентаризация запасов выполняется на дату, которая не является отчетной датой, аудитор должен, в дополнение к процедурам, требуемым в соответствии с пунктом 4, провести аудиторские процедуры для получения аудиторских доказательств того, надлежащим ли образом учтены изменения в запасах между датой инвентаризации и отчетной датой (см. пункты А9-А11).
6. Если аудитор не в состоянии присутствовать при инвентаризации в связи с непредвиденными обстоятельствами, он должен произвести пересчет некоторого количества запасов или пронаблюдать за его проведением в другой день, а также провести аудиторские процедуры в отношении операций за этот промежуток времени.
7. Если присутствие при проведении инвентаризации запасов является практически неосуществимым, аудитор должен провести альтернативные аудиторские процедуры, чтобы собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния запасов. Если это невозможно, аудитор должен модифицировать свое мнение в аудиторском заключении в соответствии с МСА 705 (см. пункты А12-А14).
________________
МСА 705 "Модифицированное мнение в аудиторском заключении".
8. Если запасы, находящиеся на ответственном хранении и под контролем третьего лица, являются существенными для финансовой отчетности организации, аудитор должен собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении наличия и состояния таких запасов путем выполнения одного или обоих следующих действий:
(a) запросить подтверждение у этого третьего лица относительно количества и состояния запасов организации, находящихся у него на хранении (см. пункт А15);
(b) провести инспектирование или иные аудиторские процедуры, уместные при таких обстоятельствах (см. пункт А16).
9. Аудитор должен разрабатывать и проводить аудиторские процедуры, нацеленные на выявление претензий и судебных разбирательств с участием организации, которые могут создать риск существенного искажения, включая следующие (см. пункты А17-А19):
(a) направление запросов руководству и, если применимо, иным лицам в организации, включая внутреннего юриста;
(b) изучение протоколов заседаний лиц, отвечающих за корпоративное управление, а также переписки между организацией и ее внешним юристом;
(c) проверка данных на счетах учета расходов на юридические услуги (см. пункт А20).
10. Если аудитор оценивает риск существенного искажения в отношении выявленных претензий и судебных разбирательств или если проведенные аудиторские процедуры указывают на возможность существования других существенных претензий или судебных разбирательств, аудитор должен в дополнение к процедурам, требуемым другими МСА, стремиться установить непосредственное взаимодействие с внешним юристом организации. Аудитор должен использовать для этой цели письменный запрос, подготовленный руководством организации и направленный аудитором, в котором содержится просьба к внешнему юристу организации о непосредственном взаимодействии с аудитором. Если закон, нормативный акт или соответствующее профессиональное объединение юристов запрещают внешнему юристу организации взаимодействовать с аудитором непосредственно, аудитор должен провести альтернативные аудиторские процедуры (см. пункты А21-А25).
11. В тех случаях, если:
(a) руководство отказывается дать аудитору разрешение на общение или встречу с внешним юристом организации, или внешний юрист организации отказывается отвечать надлежащим образом на письменный запрос, или ему запрещено это делать;
(b) аудитор не в состоянии собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства путем проведения альтернативных аудиторских процедур,
аудитор должен модифицировать свое мнение в аудиторском заключении в соответствии с МСА 705.
Письменные заявления
12. Аудитор должен направить запрос руководству и, если уместно, лицам, отвечающим за корпоративное управление, о предоставлении письменных заявлений на предмет того, что все известные существующие или возможные претензии и судебные разбирательства, воздействие которых должно быть принято во внимание при подготовке финансовой отчетности, были раскрыты аудитору, а также учтены и раскрыты в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности.
13. Аудитор должен собрать достаточные надлежащие аудиторские доказательства в отношении представления и раскрытия информации по сегментам в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности путем (см. пункт А26):
(a) получения понимания методов, применяемых руководством при определении информации по сегментам (см. пункт А27):
(i) оценки того, приводит ли, возможно, применение этих методов к необходимости раскрытия информации в соответствии с применимой концепцией подготовки финансовой отчетности;
(ii) если целесообразно, проведения тестирования применения этих методов;
(b) проведения аналитических процедур или иных аудиторских процедур, которые являются надлежащими в сложившихся обстоятельствах.
***
Присутствие при проведении инвентаризации запасов (см. пункт 4(a))
А1. Руководство обычно устанавливает процедуры, в соответствии с которыми инвентаризация запасов проводится по крайней мере не реже одного раза в год, для того чтобы ее результаты служили основой для подготовки финансовой отчетности организации и, если применимо, чтобы удостовериться в надежности системы непрерывного учета запасов организации.
А2. Присутствие при проведении инвентаризации запасов включает:
осмотр запасов с целью убедиться в их наличии и оценить их состояние, а также выполнение контрольных пересчетов;
наблюдение за соблюдением указаний руководства и выполнения процедур учета и контроля результатов инвентаризации;
получение аудиторских доказательств в отношении надежности установленных руководством процедур подсчета.
Эти процедуры могут выполнять функции тестирования средств контроля или процедур проверки по существу - в зависимости от оценки рисков аудитором, запланированного подхода к аудиту и конкретных выполненных процедур.
A3. Значимые аспекты (планирования присутствия при проведении инвентаризации запасов или разработки и проведения аудиторских процедур в соответствии с пунктами 4-8 настоящего стандарта), например, следующие:
риски существенного искажения, связанные с запасами;
характер системы внутреннего контроля, относящейся к запасам;
предположения, будут ли установлены адекватные процедуры и выпущены надлежащие инструкции для обеспечения проведения инвентаризации;
сроки инвентаризации запасов;
наличие или отсутствие в организации непрерывного учета запасов;
расположения мест хранения запасов, включая существенность запасов и риски существенного искажения в различных местах - при принятии решения о том, в каких местах надлежит присутствовать. МСА 600 рассматривает участие других аудиторов, и, следовательно, может оказаться значимым, если такое участие связано с присутствием на инвентаризации запасов в каком-либо из удаленных территориальных подразделений;
________________
МСА 600 "Особенности аудита финансовой отчетности группы (включая работу аудиторов компонентов)".
необходимость помощи эксперта аудитора. В МСА 620 рассматривается использование эксперта аудитора для оказания помощи аудитору в сборе достаточных надлежащих аудиторских доказательств.
________________