ПРИКАЗ
от 17 октября 2016 года N 1301
В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст.2923; N 33, ст.4386; N 37, ст.4702; 2014, N 2, ст.126; N 6, ст.582; N 27, ст.3776; 2015, N 26, ст.3898; N 43, ст.5976; 2016, N 2, ст.325; N 8, ст.1121; N 28, ст.4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст.4377; 2014, N 38, ст.5069; 2016, N 16, ст.2230),
приказываю:
1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство (уровень специалитета).
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 2292 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 071004 Монументально-декоративное искусство (квалификация (степень) "специалист")" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 ноября 2011 г., регистрационный N 22209.
Министр
О.Ю.Васильева
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 ноября 2016 года,
регистрационный N 44327
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство (уровень специалитета)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 54.05.01 Монументально-декоративное искусство (далее соответственно - программа специалитета, специальность).
В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:
ОК - общекультурные компетенции;
ОПК - общепрофессиональные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
ПСК - профессионально-специализированные компетенции;
ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;
сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.
3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).
3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной и очно-заочной формах обучения.
Объем программы специалитета составляет 360 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.
3.3. Срок получения образования по программе специалитета:
в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 6 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;
в очно-заочной форме обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета за один учебный год в очно-заочной форме обучения не может составлять более 75 з.е.;
при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения устанавливается не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному учебному плану не может составлять более 75 з.е.
Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной форме обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.
3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.
При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.
3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.
4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает:
культурную и социальную среду общества;
монументально-декоративную живопись и монументально-декоративную скульптуру в архитектурной среде, интерьер и экстерьер;
художественные интерьеры и декоративные убранства отдельных помещений и их комплексов;
культурно-просветительскую и педагогическую деятельность.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются:
жилые, общественные и производственные архитектурные комплексы, здания общественного присутствия, а также культового назначения и архитектурные объекты частного строительства;
произведения монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры, архитектурно-декоративная пластика, художественный интерьер.
4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
аналитическая;
художественная;
проектная;
художественно-производственная;
культурно-просветительская;
педагогическая.
Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:
специализация N 1 "монументально-декоративное искусство (живопись)";
специализация N 2 "монументально-декоративное искусство (скульптура)";
специализация N 3 "монументально-декоративное искусство (интерьеры)".
При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.
4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:
в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:
аналитическая деятельность:
анализ произведений архитектуры, различных видов изобразительного, пластического, декоративного искусства и народных промыслов, основных закономерностей развития теоретических, исторических, культурных, творческих аспектов искусства, научно-методической и искусствоведческой литературы;
художественная деятельность:
осуществление художественных аспектов монументально-декоративной живописи, монументально-декоративной скульптуры, интерьеров и экстерьеров;
создание художественных образов в объемно-пространственной среде;
владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства;
проектная деятельность:
разработка и выполнение архитектурных проектов с учетом синтеза произведений монументально-декоративной живописи и монументально-декоративной скульптуры, изобразительного и декоративного искусства применительно к реальной архитектурно-средовой ситуации, интерьерам и экстерьерам жилых, общественных и производственных зданий с учетом особенностей протекающих в них функциональных процессов, а также характеристик их оборудования;
владение способами проектной графики;
художественно-производственная деятельность:
выполнение изделий в материале;
владение навыками технологических процессов ручного и промышленного изготовления художественной продукции;
создание в различных материалах художественных произведений с учетом традиционных и инновационных технологий;
владение технико-технологическими методами проектной графики;
культурно-просветительская деятельность:
осуществление организации и проведение художественных выставок, составление и подготовка к изданию выставочных каталогов, проведение конкурсов и фестивалей, пропаганда достижений в области монументально-декоративного искусства;
педагогическая деятельность:
владение методическими знаниями и навыками, необходимыми для преподавания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;