1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет цели, в которых принимаются технические регламенты, т.е. цели, в которых устанавливаются обязательные для применения и исполнения требования к ОТР (продукции, в т.ч. зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Как говорилось выше (см. введение), концепция комментируемого Закона базируется на разделении требований к продукции на обязательные, которые устанавливаются техническими регламентами, и добровольные, которые содержатся в стандартах.
Технические регламенты согласно п.1 ст.7 комментируемого Закона с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность в целях, определенных в п.1 комментируемой статьи. Иначе говоря, в п.1 комментируемой статьи обозначены те жизненно важные интересы личности, общества и государства, на обеспечение защищенности которых могут быть направлены требования технических регламентов:
жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество;
окружающая среда, жизнь и здоровье животных и растений.
Общее понятие безопасности продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (в юридико-технических целях в комментируемом Законе обозначается сокращенным понятием "безопасность") определено в ст.2 комментируемого Закона - это состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Виды безопасности, в целях обеспечения которых технические регламенты устанавливают минимально необходимые требования, определены в п.1 ст.7 данного Закона: безопасность излучений; биологическая безопасность; взрывобезопасность; механическая безопасность; пожарная безопасность; безопасность продукции (технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте); термическая безопасность; химическая безопасность; электрическая безопасность; радиационная безопасность населения; электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.
В качестве одной из целей принятия технических регламентов в п.1 комментируемой статьи также названа недопустимость действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в т.ч. потребителей (указание на потребителей включено Законом 2011 года N 255-ФЗ, см. коммент. к ст.2 Закона). В этой связи следует отметить, что в ст.8 Закона о правах потребителей предусмотрено право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах):
потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах) (п.1);
указанная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (п.2).
Кроме того, в п.4 ст.7 Закона о правах потребителей (в ред. Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 171-ФЗ) прямо установлено, что в случае, если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
________________
СЗ РФ, 2004, N 52, ч.I, ст.5275.
Указание на такую цель принятия технических регламентов, как обеспечение энергетической эффективности включено в п.1 комментируемой статьи Законом 2009 года N 189-ФЗ, а на такую цель, как обеспечение ресурсосбережения - Законом 2011 года N 255-ФЗ. Теми же Законами в п.3 ст.7 комментируемого Закона включено положение о необходимости содержания в техническом регламенте требований энергетической эффективности и ресурсосбережения соответственно. Как отмечалось авторами проекта этих изменений в части обеспечения энергетической эффективности, это предопределено необходимостью исполнения Указа Президента РФ от 4 июня 2008 года N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики". При этом предполагалось, что данные изменения позволят при разработке проектов технических регламентов учитывать требования, направленные на повышение энергетической эффективности, а также возможные социально-экономические и иные последствия их принятия и реализации во всех сферах деятельности, в т.ч. направленных на создание энергоэффективной экономики страны.
________________
СЗ РФ, 2008, N 23, ст.2672.
Понятие энергетической эффективности определено в п.4 ст.2 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" - это характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю.
Согласно переходному положению, закрепленному в п.1 ст.46 комментируемого Закона, со дня вступления в силу комментируемого Закона, т.е. с 1 июля 2003 года (см. коммент. к ст.48 Закона), впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к ОТР, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей тем же целям, которые определены в норме п.1 комментируемой статьи.
2. В соответствии с п.2 комментируемой статьи принятие технических регламентов в иных целях, нежели прямо определенных в п.1 данной статьи, не допускается. В зависимости от вида нормативных правовых актов, которыми технический регламенты принимаются, данная норма адресована:
прежде всего, самому федеральному законодателю, который обязан ее соблюдать при издании соответствующего федерального закона о принятии технического регламента или о ратификации международного договора РФ о принятии технического регламента;
Президенту РФ, который обязан ее соблюдать при издании указа о принятии технического регламента. Как установлено в ч.3 ст.90 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам;
Правительству РФ, которое обязано ее соблюдать при издании постановления о принятии технического регламента и при заключении межправительственного соглашения о принятии технического регламента. В ч.3 ст.115 Конституции РФ предусмотрено, что постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ;
федеральному органу исполнительной власти по техническому регулированию, который обязан ее соблюдать при издании нормативного правового акта о принятии технического регламента. В соответствии с ч.7 ст.12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.
Указ Президента РФ, постановление Правительства РФ или нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию о принятии технического регламента в иных целях, нежели прямо определенных в п.1 комментируемой статьи, не подлежит применению как противоречащий комментируемому Закону.
В ст.12 части первой ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону. Соответствующие нормы закреплены в положениях процессуальных законов - ч.2 ст.13 АПК РФ, ч.2 ст.15 КАС РФ, ч.2 ст.11 ГПК РФ.