Комментарий к Закону Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения


Комментируемая статья определяет полномочия федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения. Данная статья, как и следующая статья, определяющая полномочие России, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, изложены полностью в новой редакции Федеральным законом от 30 ноября 2011 года N 361-ФЗ, которым одновременно комментируемый Закон дополнен статьей 7_1-1, посвященной полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения.

В пункте 1 комментируемой статьи определен перечень полномочий федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения. Соответственно, речь идет о полномочиях всех трех ветвей государственной власти, определенных в ст.10 Конституции РФ, - законодательной, исполнительной и судебной, хотя подразумеваются, кончено же, только законодательная власть и исполнительная власть.

В соответствии с п.1 комментируемой статьи к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере занятости населения относятся:

1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения.

Государственной политике в области содействия занятости населения посвящена статья 5 комментируемого Закона, в п.1 которой провозглашено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (см. коммент. к указанной статье);

2) принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ в сфере занятости населения.

В соответствии с п.1 ст.6 комментируемого Закона законодательство о занятости населения основывается на Конституции РФ и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ (см. коммент. к указанной статье);

3) разработка и реализация государственных программ России (до внесения Федеральным законом от 22 декабря 2014 года N 425-ФЗ изменения говорилось о федеральных программах) в сфере занятости населения и контроль за их исполнением.

Разработка программ сокращения и ликвидации безработицы и обеспечение реализации этих программ названы среди полномочий Правительства РФ в социальной сфере в ст.16 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации". В настоящее время действует Государственная программа Российской Федерации "Содействие занятости населения", утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 298 (см. коммент. к ст.13 Закона);

4) установление норм социальной поддержки безработных граждан.

Это полномочие закреплено с учетом того, что пунктом 1 ст.7_1 комментируемого Закона к полномочию России, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, отнесено осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (см. коммент. к указанной статье);

5) разработка и реализация мер в сфере занятости населения, за исключением мер в области содействия занятости населения, реализация которых отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ.

Полномочие России, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов РФ, определено в п.1 ст.7_1 комментируемого Закона, а полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области содействия занятости населения определены в п.1 ст.7_1-1 данного Закона (см. коммент. к указанным статьям);

6) формирование средств на социальную поддержку безработных граждан и контроль за их целевым использованием.

Источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения определены положениями ст.22 комментируемого Закона, в соответствии с п.1 которой мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные данным Законом, являются расходными обязательствами России (см. коммент. к указанной статье);

7) координация деятельности по созданию экономических условий для обеспечения занятости населения, развития предпринимательства и самозанятости.

Положения п.2 ст.5 комментируемого Закона относят к целям государственной политики в области содействия занятости населения отнесены в т.ч.: координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;

8) разработка прогноза баланса трудовых ресурсов России.

При этом непосредственно предусмотрено, что порядок разработки такого прогноза определяется Правительством РФ.

На основании данной нормы издано Постановление Правительства РФ от 3 июня 2011 года N 440 "О разработке прогноза баланса трудовых ресурсов", которым утверждены Правила разработки прогноза баланса трудовых ресурсов. В соответствии с п.2 названных Правил прогноз баланса трудовых ресурсов разрабатывается в целях: а) оценки сбалансированности потенциального предложения на рынке труда и потенциального спроса на рабочую силу; б) определения структурных пропорций предложения и спроса на рынке труда; в) выявления перспективных направлений развития рынка труда с учетом стратегий развития отдельных сфер и отраслей экономики; г) повышения эффективности регулирования процессов формирования и использования трудовых ресурсов, а также принятия управленческих решений.

________________

СЗ РФ, 2011, N 24, ст.3493.


В целях реализации названного Постановления издан Приказ Минздравсоцразвития России от 29 февраля 2012 года N 178н, которым утверждена Методика разработки прогноза баланса трудовых ресурсов", а также Приказ Минздравсоцразвития России от 16 февраля 2012 года N 132н, которым утверждены формы представления данных, необходимых для разработки прогноза баланса трудовых ресурсов".

________________

БНА ФОИВ, 2012, N 27.

БНА ФОИВ, 2012, N 21.


Пункт 2 комментируемой статьи предусматривает право Правительства РФ по разработке и реализации дополнительных мероприятий в сфере занятости населения. Наряду с этим целым рядом норм комментируемого Закона, в т.ч. комментируемой статьи, предусмотрены полномочия Правительства РФ по изданию соответствующих нормативных правовых актов в сфере занятости населения. Правительство РФ, как установлено в ч.1 ст.110 Конституции РФ, осуществляет исполнительную власть России. Порядок деятельности Правительства РФ определяется Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации".

Непосредственно в п.2 комментируемой статьи определено, что Правительство РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на: