1. "Под источником права понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Иначе, это результат референдума народа либо правотворческой деятельности государства, создающего или санкционирующего правило поведения и тем самым сообщающего такому правилу качество правовой нормы". Правовая основа противодействия коррупции - это фундаментальная часть правового регулирования системы борьбы с коррупционными проявлениями.
________________
Баранов В.М. Формы (источники) права // Общая теория права. Курс лекций под общ.ред. проф. В.К.Бабаева, Нижний Новгород, 1993. С.247-249.
Такое регулирование осуществляется на уровне: федеральных законов РФ; международных договоров РФ; нормативных правовых актов РФ (актов Президента и Правительства РФ и др.); ведомственных и межведомственных подзаконных актов.
Правовые основы противодействия коррупционным проявлениям заложены в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, международных договорах Российской Федерации, комментируемом законе и других федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, актах иных федеральных органов государственной власти, актах органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актах. В них указаны цели, функции, задачи и компетенция субъектов антикоррупционной политики, рассмотрены вопросы противодействия и профилактики коррупционных проявлений.
2. Конституция РФ согласно ее ч.1 ст.15 имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Как отмечается в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного правового акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Так, ст.2 Конституции РФ признает права и свободы человека высшей ценностью. Следовательно, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, возможно и совершившего коррупционное правонарушение, должны осуществляться неукоснительно.
3. В современных условиях важной частью правовых основ организации и деятельности государства являются международные договоры.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в своем Постановлении от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" разъясняет, что под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Так, к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств.
Как указано в преамбуле Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств и они образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
В соответствии с п.3 ст.5 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 101-ФЗ положения официально опубликованных международных договоров России, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в России непосредственно. Там же установлено, что для осуществления иных положений международных договоров России принимаются соответствующие правовые акты. С учетом этого в п.5 Постановления Пленума Верховного Суда России от 31 октября 1995 года N 8 отмечено, что суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для России международным договором, решение о согласии на обязательность которого для России было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора России.
Признаками, свидетельствующими о невозможности непосредственного применения положений международного договора России, являются содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.
Основополагающими международными актами в сфере противодействия коррупции являются Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 года, Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, а также Конвенция ООН против коррупции 2003 года.
________________
Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года была подписана Россией 12 декабря 2000 года и ратифицирована в 2004 году.
Конвенция ООН против коррупции, подписанная Российской Федерацией 9 декабря 2003 года и ратифицированная Федеральным законом от 8 марта 2006 года N 40-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" стала универсальным международным договором, препятствующим распространению коррупции во всех сферах общества.
Документом, который устанавливает принципы уголовно-правовой антикоррупционной политики на международном уровне, является Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, ратифицированная Россией Федеральным законом от 25 июля 2006 года N 125-ФЗ "О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию".
Федеральным законом от 1 февраля 2012 года N 3-ФЗ была ратифицирована Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 года.
В соответствии с данной Конвенцией государства-участники должны предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки, а также прописать механизм оказания взаимной правовой помощи по такого рода преступлениям и административным правонарушениям.
4. К федеральным конституционным законам относятся законы, необходимость принятия которых предусмотрена Конституцией РФ.
Как установлено в ст.76 Конституции РФ, по предметам ведения России принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России (ч.1); по предметам совместного ведения России и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ч.2). Перечень вопросов, находящихся в исключительном ведении России, определен в ст.71, а перечень вопросов, находящихся в совместном ведении России и ее субъектов, - в ч.1 ст.72 Конституции РФ. Так, ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятие комментируемого закона потребовали внесение изменений в законодательство, в том числе и в федеральные конституционные законы. Например, был принят Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2008 года N 5-ФКЗ "О внесении изменений в статью 10 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", приводящий его нормы в соответствие с действующим законодательством в части сообщения сведений о доходах.
5. Основным федеральным законом, содержащим нормы по противодействию коррупции, является комментируемый закон, о чем и сказано в самом тексте статьи. Этот документ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Правовое положение субъектов антикоррупционной политики (основные полномочия которых содержатся в ст.5 комментируемого закона) регламентируется различными федеральными законами: от 17 января 1992 года N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации"; от 5 апреля 2013 года N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и др.
Также принят ряд федеральных законов, регламентирующих процессуальный порядок противодействия коррупции, например: Федеральный закон РФ от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", Федеральный закон от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации".