Кодекс по уровням шума на судах*
________________
* Текст документа на английском языке см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.
1 Кодекс по уровням шума на судах (далее - Кодекс) разработан с целью предоставить международные стандарты защиты от шума, установленные правилом II-1/3-12 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС) с поправками. Хотя данный Кодекс юридически рассматривается в качестве обязательного инструмента по Конвенции СОЛАС, некоторые его положения имеют рекомендательный характер или приводятся для сведения (см. пункт 1.1.3).
2 Настоящие правила, рекомендации и сведения призваны предоставить Администрации методы и средства обеспечения на судах условий, способствующих защите органов слуха. Вместе с тем, данная проблема имеет свою динамику, поскольку касается человеческой и технической среды в их взаимодействии. Правила и рекомендации в каждом конкретном случае с неизбежностью будут изменяться в результате различных изменений в технологиях, а также вследствие развития практики управления безопасностью. По этой причине Администрациям рекомендуется передавать опыт и информацию, полученные от признанных организаций, операторов судов и разработчиков оборудования, с целью совершенствования настоящего Кодекса.
3 Кодекс разработан применительно к обычным пассажирским и грузовым судам. В то время как суда определенных типов и размеров были исключены из области действия Кодекса, необходимо признать, что вопрос о его полном применении к судам, существенно отличающимся от судов обычных типов в том, что касается их конструкции или эксплуатации, может быть предметом специального рассмотрения.
4 Резолюцией A.343(IX) Организация приняла «Рекомендацию по методам измерения уровней шума в местах несения слуховой вахты», которую данный Кодекс не отменяет. Эта рекомендация касается создаваемых судовыми шумами помех для надлежащего приема внешних звуковых навигационных сигналов и, хотя методы замеров уровней шума в соответствии с Рекомендацией и Кодексом различны, эти документы должны рассматриваться как не противоречащие друг другу, поскольку Кодекс, в первую очередь, касается влияния шума на здоровье и комфорт моряков. Необходимо обращать должное внимание на обеспечение совместимости общих требований и требований к слышимости навигационных сигналов.
1.1.1 Кодекс призван предоставить стандарты по предотвращению возникновения потенциально опасных уровней шума на судах и по обеспечению приемлемых условий работы и отдыха моряков. Эти стандарты были разработаны для пассажирских и грузовых судов. Поскольку суда некоторых размеров и определенных назначений были освобождены от этих требований, следует признать, что полное применение положений Кодекса к судам, которые заметно отличаются от обычных судов, потребует специального рассмотрения. Кодекс призван обеспечить основу для проектно-конструкторского стандарта соответствия требованиям на основании удовлетворительного завершения ходовых испытаний, в результате которых оформляется Протокол замеров уровней шума. Постоянное соответствие требованиям при эксплуатации судна основывается на обучении экипажа основам индивидуальной защиты и на поддержании мер по снижению влияния шума. Это предполагается осуществить путем находящихся в развитии процессов и практик, введенных в действие главой IX СОЛАС.
1.1.2 Требования и рекомендации разработаны для:
.1 замеров уровней шума и воздействия его на моряков;
.2 защиты моряков от опасности потери слуха, вызванной шумом, в условиях, при которых в настоящее время невозможно снизить шум до потенциально безопасного уровня;
.3 установления предельных значений максимальных уровней шума для всех помещений, в которые моряки обычно имеют доступ; и
.4 оценки звукоизоляции между жилыми помещениями.
1.1.3 Хотя данный Кодекс юридически рассматривается в качестве обязательного, по Конвенции СОЛАС, инструмента, следующие его положения остаются рекомендательными, факультативными или, в силу их характера, приводятся лишь для сведения:
Пункты 1.3.2 и 1.3.3
Пункты 3.4.2 и 3.4.3
Глава 5
Раздел 6.3
Раздел 7.3
Дополнение 2
Дополнение 3
Дополнение 4
Назначением Кодекса является установление предельных значений уровней шума и уменьшение его воздействия на моряков с целью:
.1 обеспечения безопасных условий труда с учетом необходимости ведения устных переговоров и прослушивания звуковых сигналов аварийно-предупредительной сигнализации, а также создания условий, позволяющих принимать надлежащие обоснованные решения на постах управления, в навигационных помещениях, в радиорубке и в обслуживаемых машинных помещениях;
.2 защиты моряков от чрезмерных уровней шума, который может привести к потере слуха; и
.3 предоставления морякам приемлемых комфортных условий в помещениях для отдыха и восстановления сил и в прочих помещениях, а также обеспечить условия для снятия последствий воздействия высоких уровней шума.
1.3.1 Кодекс применяется к новым судам валовой вместимостью 1600 и более.
1.3.2 Содержащиеся в Кодексе конкретные положения, касающиеся потенциально опасных уровней шума, снижения последствий его воздействия и средств индивидуальной защиты, могут применяться к существующим судам валовой вместимостью 1600 и более, насколько это целесообразно и практически возможно, к удовлетворению Администрации.
1.3.3 Кодекс может применяться к новым судам валовой вместимостью менее 1600, насколько это целесообразно и практически возможно, к удовлетворению Администрации.
1.3.4 Кодекс не распространяется на:
.1 суда с динамическими принципами поддержания;
.2 высокоскоростные суда;
.3 рыболовные суда;
.4 баржи-трубоукладчики;
.5 плавучие краны;
.6 морские плавучие буровые установки;
.7 прогулочные яхты, не занятые в коммерческих перевозках;
.8 военные корабли и войсковые транспорты;
.9 суда, приводимые в движение без помощи механических средств;
.10 сваезабивные суда; и
.11 земснаряды.
1.3.5 Кодекс применяется к судам, находящимся в порту или в море с моряками на борту.
1.3.6 В особых случаях Администрация может освободить судно от выполнения некоторых требований, если документально подтверждено, что соблюдение требований окажется невозможным, несмотря на принятие соответствующих и разумных технических мер по снижению уровней шума. Такое освобождение не должно распространяться на каюты, при условии что исключительные обстоятельства не оказываются превалирующими. Если освобождение от выполнения требований предоставлено, должно быть обеспечено достижение целей данного Кодекса, а предельные показатели воздействия шума должны рассматриваться в соответствии с положениями главы 5.
1.3.7 Для судов, предназначенных для рейсов краткой продолжительности и выполняющих такие рейсы, или для иных видов эксплуатации, предусматривающих кратковременные периоды эксплуатации судна, к удовлетворению Администрации, разделы 4.2.3 и 4.2.4 могут применяться только для пребывания такого судна в порту, при условии что продолжительность пребывания в таких условиях достаточна для отдыха и восстановления сил моряков.
1.3.8 Кодекс не распространяется на пассажирские каюты и другие пассажирские помещения, за исключением случаев, когда они являются рабочими помещениями и подпадают под действие положений Кодекса.
1.3.9 В случае ремонта, внесения изменений и модификаций существенного характера и связанного с ними переоборудования существующих судов, должно быть обеспечено, чтобы районы, подвергшиеся изменениям, отвечали требованиям данного Кодекса к новым судам - в той мере, в какой Администрация сочтет это целесообразным и практически осуществимым.
1.3.10 Кодекс охватывает лишь судовые источники шума, такие как механизмы и пропульсивная установка, но не включает шума от ветра/волн/льда, аварийно-предупредительной сигнализации, системы громкоговорящей связи и т. п.
Для целей Кодекса применяются следующие определения. Дополнительные определения приведены в соответствующих разделах Кодекса.
1.4.1 Жилые помещения: каюты, кабинеты (для ведения судового делопроизводства), госпитали, кают-компании (столовые), комнаты отдыха (такие как салоны, курительные комнаты, кинозалы, спортзалы, библиотеки и комнаты для игр и развлечений) и открытые места, используемые моряками для отдыха.
1.4.2 Наблюдаемый взвешенный индекс снижения звука, R: Одночисловое значение, выраженное в децибелах (дБ), которое характеризует общую звукоизоляцию стен, дверей и полов (см. ИСО 717-1:1996 с поправками 1:2006).
1.4.3 Эквивалентный уровень непрерывного звука, взвешенный по характеристике A, L(T): Взвешенный по характеристике А уровень звукового давления непрерывного устойчивого звука, который в течение периода замера, Т, имеет такое же среднеквадратичное звуковое давление, как и звук, который меняется в зависимости от времени. Он выражается в децибелах A (дБ(А)) и определяется следующим уравнением:
L = 10 log · dt
где:
Т - время замера
p(t) - мгновенное звуковое давление, взвешенное по характеристике А
p = 20 мРа (уровень отсчета).
1.4.4 Уровень звукового давления, взвешенный по характеристике А, или уровень шума: Количественная величина, замеренная шумомером, где частотная характеристика взвешена в соответствии с кривой взвешивания A (см. МЭК 61672-1).
1.4.5 Эквивалентный уровень непрерывного звука, взвешенный по характеристике С, L(T): Взвешенный по характеристике C уровень звукового давления непрерывного устойчивого звука, который в течение периода замера, T, имеет такое же среднеквадратичное звуковое давление, как и звук, который меняется в зависимости от времени. Он выражается в децибелах С (дБ(С)) и определяется следующим уравнением:
L = 10 log · dt
где:
T - время замера
p(t) - мгновенное звуковое давление, взвешенное по характеристике С
p= 20 мРа (уровень отсчета).
1.4.6 Пиковый уровень звука, взвешенный по характеристике С, L: Максимальный уровень мгновенного звукового давления, взвешенный по характеристике C. Он выражается в децибелах C (дБ(С)) и определяется следующим уравнением:
L = 10 log
где:
p - максимальное мгновенное звуковое давление, взвешенное по характеристике C
p= 20 мРа (нулевой уровень).
1.4.7 Уровень звукового давления, взвешенный по характеристике С, или уровень шума: Количественная величина, замеренная шумомером, где частотная характеристика взвешена в соответствии с кривой взвешивания С (см. МЭК 61672-1 (2002-05)).
1.4.8 Помещения с постоянной вахтой: Помещения, в которых необходимо постоянное или продолжительное присутствие моряков во время нормальных периодов эксплуатации.
1.4.9 Плавучий кран: Судно с постоянно установленными кранами, предназначенными главным образом для грузоподъемных операций.
1.4.10 Суточный уровень шумового воздействия (L) означает эквивалентный уровень воздействия шума за период в 24 часа.
L = L + 10 log
где:
T - фактическая продолжительность шумового воздействия
T - время отсчета (24 часа)
Общий эквивалентный уровень непрерывного звукового давления, взвешенный по характеристике A, (L), должен рассчитываться с использованием различных уровней шума (L) и соответствующих периодов времени при помощи следующего уравнения:
L = 10 lg