ИНФОРМАЦИЯ
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах и внесения их в Правительство Российской Федерации.
Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом предполагаемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период. Это повышает определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.
В течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства Российской Федерации останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься Правительством Российской Федерации в Государственную Думу, а также не будут поддерживаться в тех случаях, когда они будут поступать от других субъектов права законодательной инициативы. Фактический мораторий на увеличение налоговой нагрузки в текущем 2015 году, а также в ближайшие три года должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Одновременно Правительство Российской Федерации планирует дальнейшее применение мер налогового стимулирования инвестиций, проведения антикризисных налоговых мер, а также дальнейшее повышение эффективности системы налогового администрирования.
При этом налоговая политика Российской Федерации должна отвечать современным глобальным вызовам, среди которых, прежде всего, санкции, введенные против России, и низкие цены на нефть.
При анализе налоговой нагрузки в экономике необходимо учитывать, по меньшей мере, два обстоятельства, оказывающих влияние на характер и интерпретацию выводов из такого анализа.
Во-первых, для стран, налоговые доходы которых в большой степени зависят от внешнеторговой ценовой конъюнктуры, принято разделять налоговые доходы, обусловленные исключительно колебаниями такой конъюнктуры, и налоговые доходы, которые более устойчивы к ней. В этой связи принято разделять конъюнктурную и структурную составляющие налоговой нагрузки.
Конъюнктурная компонента налоговых доходов обусловлена лишь колебаниями конъюнктуры мировых рынков, на которых торгуются экспортируемые из страны товары. В свою очередь, структурная компонента налоговой нагрузки - это тот уровень нагрузки, который складывается при средней за несколько лет внешнеэкономической конъюнктуре и характеризует уровень нагрузки на реальный сектор экономики.
Во-вторых, сама по себе величина налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации и соотношение этой величины с иными показателями (величина выручки, добавленной стоимости, валового внутреннего продукта) не являются единственными характеристиками налоговой нагрузки, на основании сравнения которых с аналогичными показателями в других странах (в других отраслях) можно было бы делать выводы об уровне налоговых изъятий.
С учетом приведенных обстоятельств анализ уровня и динамики налоговых доходов бюджетной системы Российской Федерации является важным с точки зрения общей конструкции налоговой системы, поскольку позволяет показать, что с ее помощью следует сглаживать колебания доходов, обусловленные волатильностью внешнеторговой конъюнктуры, что, в свою очередь, требует настройки налоговой системы и различных подходов к налогообложению в различных секторах экономики.
В Таблице 1 приведено соотношение величины доходов бюджета расширенного правительства Российской Федерации (включая консолидированный бюджет Российской Федерации и внебюджетных фондов бюджетной системы Российской Федерации) в 2008-2014 годах (2014 год - предварительные данные) и валового внутреннего продукта (далее - ВВП).
Представленные в Таблице 1 данные демонстрируют, что налоговые доходы бюджетной системы (рассчитываемые как сумма поступлений всех налогов и сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих налоговых платежей) в долях ВВП снизились по сравнению с 2008 годом, однако на протяжении последних 4 лет оставались примерно на одном уровне (изменяясь в диапазоне 34,4%-35% ВВП).
Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2008-2014 годах (% к ВВП)
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Доходы всего | 39,17 | 35,04 | 34,62 | 37,26 | 37,69 | 36,93 | 36,93 |
Налоговые доходы и платежи | 36,04 | 30,88 | 31,12 | 34,50 | 34,97 | 34,11 | 34,42 |
в том числе | |||||||
Налог на прибыль организаций | 6,09 | 3,26 | 3,83 | 4,06 | 3,79 | 3,13 | 3,33 |
Налог на доходы физических лиц | 4,04 | 4,29 | 3,87 | 3,57 | 3,64 | 3,78 | 3,78 |
Налог на добавленную стоимость | 5,17 | 5,28 | 5,40 | 5,81 | 5,70 | 5,35 | 5,52 |
Акцизы | 0,85 | 0,89 | 1,02 | 1,16 | 1,35 | 1,53 | 1,50 |
Таможенные пошлины | 8,51 | 6,52 | 6,74 | 8,25 | 8,20 | 7,51 | 7,74 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 4,14 | 2,72 | 3,04 | 3,65 | 3,96 | 3,89 | 4,07 |
Единый социальный налог и страховые взносы | 5,52 | 5,93 | 5,35 | 6,30 | 6,60 | 7,09 | 6,66 |
Прочие налоги и сборы* | 1,73 | 1,99 | 1,88 | 1,71 | 1,74 | 1,84 | 1,82 |
________________
* Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, налоги и платежи, связанные с добычей полезных ископаемых (кроме НДПИ) и без учета государственной пошлины.
Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы бюджета расширенного правительства - Казначейство России.
При анализе уровня налоговой нагрузки по отдельным видам налогов в России традиционно выделяют нефтегазовые доходы - налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) и вывозные таможенные пошлины (на нефть, газ и нефтепродукты), поскольку в Российской Федерации по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые из этих источников (Таблица 2). По мнению Правительства Российской Федерации, в состав таких доходов в аналитических целях следует также добавить доходы от акцизов на нефтепродукты.
Из представленной Таблицы 2 видно, что доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП.
Доходы бюджета расширенного правительства от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2008-2014 годах (% к ВВП)
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Налоговые доходы и платежи | 36,04 | 30,88 | 31,12 | 34,50 | 34,97 | 34,11 | 34,42 |
Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов | 11,17 | 8,19 | 8,64 | 10,75 | 11,16 | 10,66 | 11,11 |
из них: | |||||||
НДПИ на нефть | 3,81 | 2,41 | 2,74 | 3,30 | 3,43 | 3,31 | 3,45 |
НДПИ на газ | 0,24 | 0,21 | 0,20 | 0,25 | 0,43 | 0,49 | 0,52 |
Акцизы на нефтепродукты | 0,34 | 0,38 | 0,37 | 0,51 | 0,59 | 0,63 | 0,54 |
Вывозные таможенные пошлины на нефть | 4,32 | 3,10 | 3,61 | 4,17 | 4,00 | 3,53 | 3,67 |
Вывозные таможенные пошлины на газ | 1,19 | 1,12 | 0,42 | 0,69 | 0,70 | 0,72 | 0,68 |
Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты | 1,27 | 0,98 | 1,30 | 1,67 | 1,82 | 1,82 | 2,09 |
Таможенная пошлина (при вывозе из РБ за пределы ТС нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти) | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,16 | 0,19 | 0,16 | 0,15 |
Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов | 24,87 | 22,69 | 22,48 | 23,75 | 23,81 | 23,45 | 23,31 |
Источники данных: ВВП - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы бюджета расширенного правительства - Казначейство России.
Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов (Таблица 3). При этом в 2014 году налоговые доходы от нефтегазового сектора, определяемые указанным выше способом, составили 11,11% ВВП, от других видов деятельности - 23,31% ВВП.
Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор и влияние на доходы бюджетов расширенного правительства в 2008-2014 годах (% к ВВП)
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |
Налоговые доходы и платежи | 36,04 | 30,88 | 31,12 | 34,50 | 34,97 | 34,11 | 34,42 |
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП всего | |||||||
Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях | 12,00 | 8,69 | 9,22 | 11,17 | 11,41 | 10,97 | 11,66 |
Остальные виды деятельности | 24,04 | 22,19 | 21,90 | 23,33 | 23,56 | 23,15 | 22,75 |
налоговые доходы по виду деятельности к ВВП по виду деятельности | |||||||
Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях | 88,95 | 75,21 | 75,43 | 78,89 | 76,84 | 77,09 | 81,46 |
Остальные виды деятельности | 27,78 | 25,09 | 24,95 | 27,18 | 27,68 | 26,98 | 26,74 |
________________
Налоговая нагрузка на нефтегазовый сектор рассчитана как отношение всех налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН), уплаченных организациями, осуществляющими деятельность в области добычи сырой нефти и природного газа, и предоставление услуг в этих областях, к ВВП.
Налоговая нагрузка на нефтегазовую отрасль к ВВП по виду экономической деятельности рассчитана как отношение налоговых, таможенных платежей и страховых взносов (ЕСН) к ВВП по виду экономической деятельности (сумма валовой добавленной стоимости и чистых налогов на продукты).
Источники данных: ВВП по видам экономической деятельности - Росстат (данные по состоянию на 02.04.2015), доходы по видам экономической деятельности - ФНС России.
Что касается уровня налоговой нагрузки по другим видам налогов, определяемый как доля соответствующих налоговых доходов в ВВП, то стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался применительно к налогу на доходы физических лиц: за последние 7 лет средний уровень доходов составил 3,85% ВВП, при этом по итогам 2014 года несколько снизился до 3,78% ВВП.
Также относительно стабильный уровень налоговой нагрузки наблюдался в отношении налога на добавленную стоимость: в 2008 году - 5,17% ВВП и в 2014 году - 5,52% ВВП.
Наиболее существенное снижение налоговой нагрузки (на 2,76 процентных пункта ВВП) за анализируемый период произошло по налогу на прибыль организаций с 6,09% ВВП до 3,33% ВВП. При этом снижение почти в два раза произошло на рубеже 2008 и 2009 годов, что обусловлено мировым финансовым кризисом 2008 года, а также принятыми в 2008-2009 годах антикризисными мерами налоговой политики.
Более чем в 1,8 раза увеличился размер доходов бюджетной системы от акцизного налогообложения (с 0,85% ВВП в 2008 году до 1,50% ВВП в 2014 году). Это связано, в первую очередь, с индексацией ставок акцизов темпами, опережающими темп роста инфляции.
В период 2012-2014 годов индексация ставок акцизов на алкогольную продукцию, производимую с добавлением этилового спирта, осуществлялась темпами, существенно превышающими индекс инфляции, а также темпы роста ставок акцизов на другие подакцизные товары (за исключением табачной продукции и нефтепродуктов) (Таблица 4).
Ставки акцизов на алкогольную продукцию с 2008 по 2017 годы
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 01.01.12 | 01.07.12 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | |
Алкогольная продукция крепостью свыше 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции) | 173 | 191 | 210 | 231 | 254 | 300 | 400 | 500 | 500 | 500 | 523 |
Темп роста, раз | 1,07 | 1,10 | 1,10 | 1,10 | 1,10 | 1,18 | 1,33 | 1,25 | 1,00 | 1,00 | 1,05 |
Алкогольная продукция крепостью менее 9% (руб. за 1 литр спирта, содержащегося в продукции) | 110 | 121 | 158 | 190 | 230 | 270 | 320 | 400 | 400 | 400 | 418 |
Темп роста, раз | 0,68 | 1,10 | 1,31 | 1,20 | 1,21 | 1,17 | 1,19 | 1,25 | 1,00 | 1,00 | 1,05 |
Вина натуральные (руб. за 1 литр) | 2,4 | 2,6 | 3,5 | 5 | 6 | 7 | 8 | 8 | 9 | 10 | |
Темп роста, раз | 1,09 | 1,08 | 1,35 | 1,43 | 1,20 | 1,17 | 1,14 | 1,00 | 1,13 | 1,11 | |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие (руб. за 1 литр) | 0,5 | 0,5 | 4 | 8 | 22 | 24 | 25 | 31 | 37 | 39 | |
Темп роста, раз | 1,00 | 1,00 | 8,00 | 2,00 | 2,75 | 1,09 | 1,04 | 1,24 | 1,19 | 1,05 | |
Пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6% включительно, (руб. за 1 литр) | 2,74 | 3 | 9 | 10 | 12 | 15 | 18 | 18 | 20 | 21 | |
Темп роста, раз | 1,32 | 1,09 | 3,00 | 1,11 | 1,20 | 1,25 | 1,20 | 1,00 | 1,11 | 1,05 |