1. Состав преступления:
1) объект: общественные отношения, связанные с осуществлением конституционного права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований или участия в них.
Согласно ст.31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
На обеспечение реализации установленного ст.31 Конституцией РФ права граждан Российской Федерации направлен Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";
2) объективная сторона: выражается в выполнении любого из альтернативных действий:
а) незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, незаконное запрещение их проведения);
б) незаконном воспрепятствовании участию в них (лицо не пустили на митинг или удалили с него);
в) принуждению к участию в них.
Определение понятий "собрание", "митинг", "демонстрация", "шествие", "пикетирование" см. в ст.2 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях";
3) субъект: когда деяние совершается с применением физического насилия или угрозы таковым, является любое физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, а без применения указанных насилия или угрозы - должностное лицо.
О том, что следует понимать применительно к ст.149 УК РФ под насилием и угрозой его применения, см. комментарий к ст.139 УК РФ. К лицам, использующим свое служебное положение, относятся, в частности, должностные лица, обладающие признаками, предусмотренными примечанием 1 к ст.285 УК РФ, государственные или муниципальные служащие, не являющиеся должностными лицами, а также иные лица, отвечающие требованиям, предусмотренным примечанием 1 к ст.201 УК РФ;
4) субъективная сторона: характеризуется прямым умыслом. Виновное должностное лицо осознает, что незаконно препятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них, и желает этого. Виновное недолжностное лицо осознает также, что применяет физическое насилие или угрозу в качестве средства воспрепятствования, и желает этого.
2. При квалификации преступных деяний по комментируемой статье необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных указанным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент РФ, Правительство РФ, принимают и издают органы государственной власти субъектов РФ.
Проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в целях предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах (см. комментарий к ст.141 УК РФ).
3. Преступные деяния, предусмотренные комментируемой статьей, необходимо отграничивать от административной ответственности по ст.20.2 КоАП РФ за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Также следует учитывать, что состав преступления по ст.149 УК РФ создает только незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них. Из чего следует, что сами по себе указанные мероприятия должны быть законными. Действия органов правопорядка в рамках исполнения своих полномочий по соблюдению законности проведения указанных публичных мероприятий под действие комментируемой статьи не попадают. Так, например, обоснованными и законными являются действия сотрудников полиции, предпринимаемые в случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия (см. ст.17 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", ст.12 Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции").
4. Судебная практика: определение Московского городского суда от 27.11.2014 N 4г/8-12593 (см. положения о правомерности квалификации деяний по ст.149 УК РФ за воспрепятствование должностными лицами проведения в городе Москве публичных мероприятий по борьбе с гомофобией и в поддержку прав геев, лесбиянок, бисексуалов и трансгендеров).