Неактуальный

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 140. Отказ в предоставлении гражданину информации


1. Состав преступления:


1) объект: общественные отношения, связанные с конституционным правом на получение информации.


В силу ч.4 ст.29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (подробнее о государственной тайне см. комментарий к ст.275, 284 УК РФ).

Согласно ч.5 ст.29 Конституции РФ гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (о понятии массовой информации см. Закон РФ от 27.12.91 N 2124-1 "О средствах массовой информации").

В ч.2 ст.24 Конституции РФ закреплено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это право обозначено также в ч.2 ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".

________________

См. об этом подробнее ст.9 "Ограничение доступа к информации" Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".


Под информацией следует понимать сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (см. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").


Также следует указать и на право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам (см. ст.33 Конституции РФ, ст.2 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации");

2) объективная сторона: состоит из трех элементов:


а) неправомерного отказа должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации;

б) наступления последствий в виде вреда правам и законным интересам граждан;

в) наличия причинной связи между деянием и наступившими последствиями;

При этом обозначенные деяния могут быть реализованы как в форме бездействия (в частности, в виде неправомерного отказа в предоставлении гражданину информации), так и в действиях (например, посредством предоставления гражданину неполной или заведомо ложной информации);

3) субъект: специальный - должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления (например, сотрудники медицинских организаций, органов дознания, следственных и правоохранительных органов и т.п.);


4) субъективная сторона: характеризуется виной в форме прямого или косвенного умысла. Виновный сознает, что своими действиями нарушает право гражданина, причиняет вред его правам и законным интересам и желает этого либо сознательно допускает, относясь безразлично. Преступление является оконченным с момента причинения вреда правам и законным интересам гражданина в связи с отказом в предоставлении ему соответствующей информации.


2. О правовой позиции Конституционного Суда РФ относительно реализации норм ч.2 ст.24 Конституции РФ см. постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 N 3-П; см. также Указ Президента РФ от 31.12.93 N 2334 "О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию".

При квалификации деяний по ст.140 УК РФ необходимо обязательно учитывать, что Конституция РФ предусматривает, исходя из потребностей защиты частных и публичных интересов, разные уровни гарантий и разную степень возможных ограничений права на информацию. При этом согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ данное право может быть ограничено исключительно федеральным законом, а законодатель обязан гарантировать соразмерность такого ограничения конституционно признаваемым целям его введения. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в указанном постановлении, ограничение права, вытекающего из ст.24 (ч.2) Конституции РФ, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью (см. об этом также разъяснения, содержащиеся в определении Конституционного Суда РФ от 24.03.2005 N 151-О, определении Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 N 317-О, апелляционном определении Московского городского суда от 30.03.2016 по делу N 33а-10613/2016, апелляционном определении Московского городского суда от 18.02.2016 по делу N 33а-4660/2016, апелляционном определении Новосибирского областного суда от 01.12.2015 по делу N 33-10425/2015 и др.).

В определении Конституционного Суда РФ от 14.10.2004 N 329-О уточнено, что Конституция РФ, гарантируя гражданам право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы (ст.24, ч.2), не определяет порядок и условия реализации данного права, - это относится к компетенции федерального законодателя. Поскольку перечень подобных актов весьма внушителен и не является исчерпывающим, приведем лишь несколько примеров.

Пример 1. Согласно ст.22 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении несовершеннолетних лиц и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.


Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (см. приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений").