Неактуальный

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 11. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации


1. Комментируемая статья закрепляет территориальный принцип при определении действия уголовного закона в пространстве. Любое лицо, будь то гражданин РФ, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства (апатрид), лицо, имеющее статус беженца, совершившее преступление на территории РФ, подпадает под действие уголовного закона РФ.

В силу ст.67 Конституции РФ территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права.


В ст.1 ВзК РФ закреплено, что Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации. Под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.


Государственная граница Российской Федерации определяется в соответствии с Законом РФ от 01.04.93 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации".

Об определении и границах внутренних морских вод Российской Федерации, территориального моря Российской Федерации см. ст.1, 2 Федерального закона от 31.07.98 N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации" (см. также ст.17 "Уголовная юрисдикция Российской Федерации на борту иностранного судна").


Об определении и границах исключительной экономической зоны Российской Федерации см. Федеральный закон от 17.12.98 N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", об определении и границах континентального шельфа Российской Федерации см. Федеральный закон от 25.10.95 N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации".


2. В ч.2 комментируемой статьи раскрывается, в каких случаях преступление считается совершенным на территории РФ:

а) если оно совершено в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации;

б) если оно совершено на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

3. В ч.3 комментируемой статьи регламентированы специальные случаи, когда лица, совершившие преступления, попадают под нормы уголовной ответственности по УК РФ:

а) если преступление совершено на судне, приписанном к порту Российской Федерации, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве вне пределов Российской Федерации. Однако здесь случает учитывать, что данные нормы действуют при условии, что иные положения не предусмотрены международным договором Российской Федерации (см., например, Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.63));

б) если преступление совершено на военном корабле или военном воздушном судне Российской Федерации независимо от места их нахождения.

Под военным кораблем понимается судно, принадлежащее к военно-морским силам какого-либо государства и имеющее внешние знаки, отличающие военные корабли его национальности, находящееся под командой офицера, состоящего на государственной службе, имя которого занесено в список офицеров военно-морского флота, и имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине (см. ст.8 Конвенции об открытом море (Женева, 29.04.58)). Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага. В ст.11 Конвенции об открытом море (Женева, 29.04.58) обозначено, что в случае столкновения или какого-либо другого происшествия с судном при плавании в открытом море, вызывающего уголовную или дисциплинарную ответственность капитана или какого-либо другого лица на службе судна, какое-либо уголовное или дисциплинарное преследование против этого лица может быть возбуждено только перед судебными или административными властями государства флага или того государства, гражданином которого это лицо является.


В ст.3 Конвенции о международной гражданской авиации (Чикаго, 07.12.44) дается понятие государственных воздушных судов - это воздушные суда, используемые на военной, таможенной и полицейской службах. Применительно к национальному законодательству России это означает, что под государственными воздушными судами понимаются воздушные суда государственной авиации. В силу ст.22 ВзК РФ государственная авиация подразделяется на государственную военную авиацию и государственную авиацию специального назначения.

Государственная авиация, используемая для решения задач в области обороны Российской Федерации Вооруженными Силами Российской Федерации, привлекаемыми в этих целях другими войсками, воинскими формированиями и органами, относится к государственной военной авиации, следовательно, воздушные суда, состоящие на вооружении у государственной военной авиации, носятся к военным воздушным судам.

Об аспектах ответственности за преступления, совершаемые на борту воздушных судов, см. Конвенцию о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.63).

4. Часть 4 комментируемой статьи отсылает к нормам международного права при решении вопросов о привлечении к уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории РФ. Круг лиц, пользующихся иммунитетом от действия уголовного закона РФ в случае совершения ими преступления на территории РФ, определяется на основе взаимности Конвенции ООН о привилегиях и иммунитетах Объединенных наций (Нью-Йорк, 13.02.46), Венской конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.61), Венской конвенции о консульских сношениях (Вена, 24.04.63), Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР (утв. Указом Президиума ВС СССР от 23.05.66 N 4961-VI) (см. об этом подробнее комментарий к ст.4 УК РФ).