1. Комментируемая статья конкретизирует принцип, истоки которого содержатся в ст.49 Конституции РФ, закрепляющей презумпцию невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Смысл рассматриваемого принципа состоит в том, что никто не может нести уголовную ответственность, если не установлена хотя бы одна из исчерпывающе определенных законом форм вины в отношении конкретного деяния и наступивших последствий. Вина как психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и к его общественно опасным последствиям может проявляться лишь в умысле или неосторожности и только в этих двух формах является обязательным признаком каждого состава преступления.
Наряду с мотивом, целью, а также некоторыми включенными в УК РФ эмоциональными состояниями (аффект и т.п.), вина образует субъективную сторону преступления. Без субъективной стороны не может быть преступления и, следовательно, уголовной ответственности (см. комментарий к ст.8 УК РФ). Поэтому вина служит одним из оснований конструирования составов преступлений. Они могут быть сконструированы таким образом, что состав преступления будет иметь место только при умышленной или только при неосторожной формах вины. Некоторые преступления могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Если в конкретном деянии отсутствует требуемая законодателем форма вины, то нет оснований говорить о составе преступления. Так, ст.115 УК РФ установлена ответственность за умышленное причинение легкого вреда здоровью, то же деяние, совершенное по неосторожности, не образует состава преступления.
2. Принцип вины предполагает персональный, индивидуально определенный характер ответственности. Следовательно, к уголовной ответственности может быть привлечено вменяемое лицо, которое лично совершило преступление либо участвовало в его совершении. Безусловно, ответственность не может возлагаться на других лиц (например, родителей, опекунов и др.), на юридических лиц.
Ни одно деяние, совершенное невиновно (в юридической литературе используется термин "казус"), какие бы тяжкие последствия оно ни причинило, не может рассматриваться как преступление.
Вина подлежит установлению в отношении каждого из вмененных лицу деяний, в том числе путем оценки его психического отношения к квалифицирующим признакам состава преступления, влияющим на определение оснований, пределов ответственности, с учетом недопустимости двойного вменения (см. комментарий к ст.6 УК РФ).
Как следует из ч.2 комментируемой статьи, объективное вменение, т.е. ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается. Деяние, совершенное невиновно, не влечет уголовно-правовых последствий, предусмотренных УК РФ. Объективное вменение проявляется в оценке признаков состава преступления без учета субъективного, психического отношения виновного лица к ним. Такая оценка может касаться всех признаков, относящихся к четырем элементам состава преступления: объекту, объективной стороне, субъекту, субъективной стороне. Например, суд может установить совокупность преступлений там, где в действительности имеет место одно продолжающееся преступление. Или форма вины может подменяться установлением факта причинной связи между действием лица и последствиями, имеющими общественно-опасный характер.