1. В комментируемой статье определены три основные задачи уголовного законодательства. Они традиционны для законодательства любого государства. Предусмотрена, во-первых, охранительная задача, во-вторых, обеспечительная, в-третьих, предупредительная.
Приоритеты охраняемых уголовным законом общественных ценностей непосредственным образом связаны с соответствующими положениями Конституции РФ. Так, права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью (ст.17), предусмотрена неприкосновенность собственности (ст.8), также к числу основных ценностей отнесен общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй РФ. Общественный порядок здесь нужно понимать в самом широком смысле, как совокупность общественных отношений по поддержанию нормального развития во всех сферах человеческой жизнедеятельности (нравственность, производство, торговля, образование и пр.). Общественная безопасность есть система мер, предотвращающих различного рода угрозы как непосредственно личности, ее физическому или психическому здоровью, так и обществу в целом. Окружающая среда есть та часть живой и неживой природы, в которой существует человечество, следовательно, она также подлежит охране. Конституционный строй - это форма государственной власти, процессы ее осуществления, способы реализации властных полномочий, суверенитет государства, принципы федерального устройства и т.д. Это - ценности, которые следует защищать от возможных посягательств. Существенную роль в их защите играет уголовный закон.
Второй задачей уголовного законодательства является обеспечение мира и безопасности человечества. Эта задача по своей сути глобальная, она относится отнюдь не к внутригосударственным. Подразумевается, что отношения по обеспечению мира и мирного существования государств и народов, построенные на общепризнанных международных принципах, нуждаются в уголовно-правовой охране. Эти отношения обеспечивают мирное урегулирование различного рода споров или конфликтов, невмешательство во внутренние дела суверенного государства, неприкосновенность территориальной целостности и т.п. Уголовный закон играет здесь не последнюю роль. Так, в частности, гл.34 УК РФ посвящена ответственности за такие преступления как планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны (ст.353), разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт оружия массового поражения (ст.355), геноцид (ст.357) и т.д.
Третьей задачей уголовного законодательства является предупреждение совершения преступлений или т.н. превенция. В теории утверждается, что указанная задача включает два аспекта - частную превенцию (предупреждение совершения новых преступлений лицами, ранее совершившими общественно опасное деяние) и общую превенцию (предупреждение совершения общественно опасных деяний всеми лицами). Первый аспект реализуется благодаря применению мер уголовно-правового воздействия: наказания, мер воспитательного или медицинского характера. Второй аспект реализуется посредством установления и применения уголовно-правовых запретов (Особенная часть УК РФ), установления и применения норм, стимулирующих правомерное поведение (например, положений об освобождении от уголовной ответственности при добровольной сдаче оружия, уплате налоговых штрафов и т.д.). Превенцию невозможно представить без воспитательного компонента (такую роль играет, например, принцип, согласно которому незнание закона не освобождает от ответственности).
2. В ч.2 комментируемой статьи раскрываются способы реализации уголовного законодательства:
- установление оснований и принципов уголовной ответственности (см. об этом комментарий к ст.3-8 УК РФ);
- криминализация деяний (определение того, какие именно общественно-опасные действия подпадают под категорию "преступление");
- установление мер уголовно-правового воздействия (прежде всего, наказания, а также иных мер уголовно-правового характера).
Следует иметь в виду, что данный перечень не является исчерпывающим, т.к. уголовное право как органическая часть правовой системы реализуется всеми возможными методами, предусмотренными в программных политических документах.
Кроме того, само по себе отсутствие криминализации того или иного деяния не означает, что граждане, понесшие от такого рода действий определенный ущерб, лишены возможности защитить свои права и свободы. Уголовно-правовая сфера составляет часть сферы правоохранительной, поэтому любое лицо вправе искать защиты у государства, пользуясь любой из тех возможностей, что предоставляет законодатель (например, в рамках гражданско-правовой защиты).
С другой стороны, органической частью уголовной политики является декриминализация деяний - обратный процесс по отношению к криминализации. Он состоит в том, что некоторые деяния, ранее признававшиеся преступлениями, перестают быть таковыми (исчезает или снижается их общественная опасность), переходя в разряд менее значительных правонарушений (как правило, административно-правового характера). Конечным результатом декриминализации является внесение изменений в текст уголовного закона, а именно, исключение определенных составов преступлений.