Неактуальный

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)

     

Комментарий к статье 1. Уголовное законодательство Российской Федерации


1. Настоящая статья определяет состав уголовного законодательства РФ. Для отечественной правовой системы уголовное законодательство представляет собой нетипичный случай: по своему объему оно совпадает с высшим по иерархии нормативным правовым актом - УК РФ. Иными словами, некодифицированных уголовно-правовых норм существовать не может. Данный принцип является логическим развитием конституционной нормы об отнесении уголовного законодательства к исключительной компетенции Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ). Субъекты РФ не вправе принимать законы, включающие в себя нормы уголовно-правового характера. На региональном уровне не может устанавливаться уголовная ответственность или предусматриваться основания для освобождения от нее. Такое положение дел нарушило бы принцип единого правового пространства, единства законности.

С другой стороны, из текста комментируемой статьи не вытекает невозможность принятия в России иных федеральных нормативных правовых актов, содержащих уголовно-правовые нормы. Такие законы могут затрагивать, например, проблемы борьбы с организованной преступностью, коррупцией и т.п. Однако если данные нормативные акты касаются ответственности за преступления, они должны быть включены в текст УК РФ.

В рамках комментируемой статьи обратим внимание, что в целях реализации положений Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" был принят Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ "О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя". Данный закон не устанавливает каких-либо норм уголовной ответственности, его положения направлены на урегулирование отдельных вопросов интеграции Республики Крым и города Севастополя в правовую систему Российской Федерации в части, касающейся определения порядка применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

2. Согласно ч.2 комментируемой статьи УК РФ основывается на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Данное положение представляет собой конкретизацию принципа, выраженного в ст.15 Конституции РФ, согласно которой Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Любой закон, в том числе, и УК РФ не должен противоречить Конституции РФ, например, ее положениям о равенстве всех перед законом и судом (ст.19), недопустимости повторного осуждения за одно преступление (ст.50), правилу об обратной силе закона (ст.54) и пр.

Согласно постановлению Пленума ВС РФ от 31.10.95 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" в случае, когда федеральный закон противоречит положениям Конституции РФ, суд при разрешении дела обязан применять непосредственно положения Конституции РФ. Это правило распространяется и на те случаи, когда нормы УК РФ явно обнаруживают свою неконституционность. В случае же, если у суда нет ясности в данном вопросе, т.е. не определено, является ли какое-то положение уголовного закона противоречащим Конституции РФ, суд обязан обратиться с запросом в Конституционный Суд РФ. Данный запрос может быть сделан судом любой инстанции в любой стадии рассмотрения дела (ст.101 Федерального конституционного закона от 21.07.94 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Согласно ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права - основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо (см. постановление Пленума ВС РФ от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации"). Принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (Устав Организации Объединенных Наций (Сан-Франциско, 26.06.45), Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10.12.48), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.66), Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 04.11.50) (с изм. и доп. от 21.09.70, 20.12.71, 01.01.90, 06.11.90, 11.05.94) и др.), а также в международных договорах РФ.


Под "международным договором Российской Федерации" следует понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. В силу ст.5 Федерального закона от 15.07.95 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

В постановлении от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" Пленум ВС РФ особо отметил, что, при рассмотрении судом, в том числе уголовных дел, непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

При этом следует учитывать, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (см., например, Единую Конвенцию о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30.03.61), Международную конвенцию о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.79), Конвенцию о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16.12.70) и др.).

Исходя из ст.54 и п."о" ст.71 Конституции РФ, а также ст.8 УК РФ уголовной ответственности в Российской Федерации подлежит лицо, совершившее деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. В связи с этим международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами Российской Федерации в тех случаях, когда норма УК РФ прямо устанавливает необходимость применения международного договора Российской Федерации (например, ст.355 и 356 УК РФ).