Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 19. Право на медицинскую помощь

1. Право на медицинскую помощь предполагает, что каждый может рассчитывать на комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Данное правомочие является конституционным правом граждан, закрепленным в ст.41 Конституции РФ. В качестве гарантии реализации данного права Конституция РФ также предусматривает возможность получать медицинскую помощь бесплатно за счет страховых и нестраховых источников.

Понятие "право на медицинскую помощь" неоднократно становилось предметом научных исследований на соответствующую тему. Чаще всего, право на медицинскую помощь рассматривается как конституционное субъективное право, определяющее меру возможного поведения лица в связи с получением медицинской помощи. Так, З.В.Каменева трактует право граждан на медицинскую помощь как право гражданина требовать от медицинского учреждения или лечебной организации осуществления предусмотренных законом действий в целях сохранения, укрепления, предупреждения, лечения, восстановления физического или психического здоровья человека.

________________

См., например: Антоненко А.Ф. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации: автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 2006.; Бушуева В.П. Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации на современном этапе: автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 2006.; Холодова Т.Ю. Конституционно-правовое обеспечение прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации: автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 2006; Еникеев О.А. Конституционное право на медицинскую помощь: состояние и перспективы развития // Российский судья. 2007. N 11; Каменева З.В. Проблемы реализации и защиты прав граждан на медицинскую помощь: автореф.дис.канд.юрид.наук. Белгород, 2004.

См. Антоненко А.Ф. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: содержание и проблемы реализации: автореф.дис.канд.юрид.наук. М., 2006. С.8.

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет финансовые основания реализации права на медицинскую помощь. Итак, медицинская помощь может быть предоставлена:

- бесплатно в гарантированном объеме в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее также - программа государственных гарантий);

- за плату при получении платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (далее также - ДМС).

Получается, что границей между платной и бесплатной медицинской помощью выступает ее гарантированный объем, который закреплен в программе государственных гарантий. Однако такая категория как "гарантированный объем бесплатной медицинской помощи" требует конкретизации, поскольку фактически ограничивает конституционное право на бесплатную медицинскую помощь. Анализ ст.80 комментируемого Закона показывает, что в программе государственных гарантий устанавливаются средние нормативы объема медицинской помощи. Как видно, это иная величина.

Статья 81 комментируемого Закона, посвященная территориальным программам государственных гарантий, закрепляет, что в последних определяется объем медицинской помощи, оказываемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании и объем медицинской помощи в расчете на одного жителя. И здесь речь идет о разных категориях. Очевидно, что комментируемая норма имеет принципиальное значение для конкретизации прав пациента, однако, специальные положения самого закона и подзаконные акты не позволяют точно определить, что включает в себя гарантированный объем медицинской помощи, предоставляемой бесплатно. По нашему мнению, данное понятие для практического применения должно включать виды и количество конкретных медицинских услуг, получаемых пациентом бесплатно. Право на медицинскую помощь может быть реализовано и путем получения медицинских услуг за счет собственных средств граждан. Вопросам оказания платных оказания медицинских услуг посвящена ст.84 комментируемого Закона, где:

1) определено, что такая помощь может финансироваться за счет личных средств граждан, средств работодателей и иных средств;

2) установлены случаи оказания платной медицинской помощи;

3) определены общие условия оказания платной медицинской помощи.

Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2012 года N 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг.

Финансовое участие пациента в оплате медицинской помощи может выражаться и в заключении договоров добровольного медицинского страхования. К данным отношения применяются положения Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации", а также гл.48 ГК РФ.

Предоставление страхового возмещения по договорам медицинского страхования возможно в двух формах. В первом случае гражданин получает денежные средства в размере произведенных затрат на медицинскую помощь. Во втором случае, застрахованное лицо собственные средства не расходует, получает медицинскую помощь бесплатно, а расчеты за нее производятся между страховщиком и исполнителем соответствующих услуг.

3. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает важные гарантии для всех, независимо от наличия гражданства той или иной страны. Однако такие гарантии не одинаковы. Так, лица, не имеющие гражданства Российской Федерации или какой-либо иной страны (апатриды), приравниваются в правах к гражданам Российской Федерации, если иное не установлено международным договором.

Права иностранных граждан в данной сфере определяются специальными нормами. Так, в соответствии со ст.10 ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" застрахованными лицами, в том числе, являются постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранных граждан, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со ст.13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах".

Тем не менее, отличия все-таки существуют. В основном они заключаются в разном подходе к гражданам РФ и к иностранным гражданам с точки зрения оплаты медицинской помощи. Так, скорая медицинская помощь предоставляется бесплатно, а плановая - на платной основе.

4. По общему правилу порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ.

Однако отношения, связанные с предоставлением медицинской помощи иностранным гражданам, могут регулироваться и международными соглашениями. Они могут быть многосторонними и двусторонними. Примером первых может служить действующий на уровне СНГ специальный акт в сфере здравоохранения - Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств-участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 1997 года. Основной целью данного документа является регулирование вопросов оказания экстренной, неотложной медицинской помощи, от которой зачастую зависит жизнь пациента. Согласно указанному Соглашению государство, на территории которого находится гражданин страны, входящей в СНГ, обязуется взять на себя соответствующие расходы по скорой и неотложной медицинской помощи при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности. Такая помощь должна оказываться иностранному гражданину беспрепятственно, бесплатно и в полном объеме на территории государства временного пребывания лечебно-профилактическими учреждениями независимо от организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и форм их собственности. В Соглашении также предусмотрен порядок оказания плановой медицинской помощи на платной основе.

В качестве примера двустороннего международного договора можно привести Положение о порядке предоставления медицинской помощи гражданам Республики Беларусь в организациях здравоохранения Российской Федерации и гражданам Российской Федерации в организациях здравоохранения Республики Беларусь, утвержденное 18 декабря 1996 года. В данном документе закрепляется проанализированный выше подход о бесплатном оказании медицинской помощи иностранному гражданину при состоянии, угрожающем жизни. Однако есть и особые положения, позволяющие, например, жителям Белоруссии получать любой вид медицинской помощи без оплаты. Речь идет о медицинском обслуживании пациентов, являющихся Героями Советского Союза и кавалерами орденов Славы трех степеней.

Постановлением Правительства от 6 марта 2013 года N 186 утверждены Правила оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации.

5. Содержание ч.5 комментируемой статьи имеет первостепенное значение для всех отношений, связанных с оказанием медицинской помощь. Речь идет о правах пациентов, то есть физических лиц, которым оказывается медицинская помощь или которые обратились за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у них заболеваний и от их состояния.

В целом все права пациента с определенной долей условности можно разделить по хронологическому критерию на права, реализуемые до, во время и после оказания медицинской помощи.

До оказания медицинской помощи пациент имеет право на выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с комментируемым Законом. В данном законе праву на выбор врача и медицинской организации посвящена ст.21 (см. комментарий к ней). Она конкретизирует механизм реализации указанного права. В частности, в статье говорится о порядке и периодичности его реализации в зависимости от вида медицинской помощи, территории проживания пациента, особенностей его статуса.

Наиболее многочисленной группой прав пациента являются правомочия, реализация которых возможна во время оказания медицинской помощи. Внутри указанной группы также возможна дальнейшая дифференциация. Например:

- права, реализация которых возможна только в стационарных условиях и права, реализация которых не зависит от условий оказания медицинской помощи;