1. Комментируемой статьей установлены полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области охраны здоровья. Сразу следует отметить, что данные полномочия не распространяются на территории, включенные в Перечень закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов, утвержденный постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 года N 508, поскольку на указанных территориях в соответствии со ст.42 комментируемого Закона установлен особый режим, и организация медицинской помощи на данных территориях имеет свои особенности.
Статьей 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" городской округ определен как городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Под муниципальным районом понимается несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ.
Статьей 132 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Обратим внимание, что перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья, закрепленный комментируемой статьей, не является исчерпывающим, на что указывают нормы ч.2 ст.16 Закона, в соответствии с которыми отдельные полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья могут быть переданы ими для осуществления органам местного самоуправления в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В этом случае оказание медицинской помощи гражданам осуществляется медицинскими организациями муниципальной системы здравоохранения (см. подробнее комментарий к ч.2 ст.16 Закона).
2. В пределах полномочий, определенных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и комментируемой статьей, в компетенцию органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (далее также - органы местного самоуправления) в сфере охраны здоровья входит:
1) создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта РФ;
2) обеспечение организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях муниципальной системы здравоохранения в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ органам местного самоуправления соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья.
Рассмотрим на конкретных примерах детализацию обозначенных полномочий.
Пример 1. В соответствии с Законом Красноярского края от 24 октября 2013 года N 5-1712 "Об осуществлении органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края отдельных полномочий в сфере охраны здоровья граждан" (ст.1) в целях создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципальных районов и городских округов Красноярского края (за исключением отдельных территорий) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи в Красноярском крае в пределах полномочий, установленных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации":
а) организуют обеспечение медицинских организаций, подведомственных исполнительным органам государственной власти края (далее - учреждения здравоохранения), коммунальными услугами путем разработки и утверждения программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ;
б) создают условия для обеспечения учреждений здравоохранения услугами связи, включая доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
в) организуют обеспечение транспортной доступности учреждений здравоохранения для всех групп населения, в том числе инвалидов, иных маломобильных граждан, путем осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечения безопасности дорожного движения;
г) содействуют в благоустройстве территорий учреждений здравоохранения, организуют благоустройство и обеспечивают надлежащее санитарное состояние территорий, прилегающих к территориям учреждений здравоохранения.
Органы местного самоуправления в целях создания условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования вправе:
а) предоставлять учреждениям здравоохранения имущество, находящееся в собственности муниципальных образований;
б) предоставлять учреждениям здравоохранения налоговые льготы по местным налогам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
в) совершать иные действия и принимать решения, способствующие оказанию медицинской помощи населению на территории муниципального образования.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять за счет средств местных бюджетов строительство, проектирование, реконструкцию, капитальный ремонт объектов здравоохранения, подлежащих передаче в государственную собственность Красноярского края, строительство, проектирование, реконструкция, капитальный ремонт которых начаты в период осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий в сфере охраны здоровья граждан.
Пример 2. В Законе Амурской области от 9 апреля 2013 года N 167-ОЗ "О некоторых вопросах организации охраны здоровья населения Амурской области" предусмотрена отдельная статья (ст.4), посвященная аспектам деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в государственных медицинских организациях области. Согласно положениям этой статьи органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению области в пределах полномочий, установленных ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", создают условия для оказания медицинской помощи населению в государственных медицинских организациях области, включающие в себя:
а) установление налоговых льгот по местным налогам для государственных медицинских организаций области, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований области;
б) обеспечение транспортной доступности государственных медицинских организаций, расположенных на территориях соответствующих муниципальных образований области, для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;