Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 25. Права военнослужащих и лиц, приравненных по медицинскому обеспечению к военнослужащим, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, граждан, подлежащих призыву на военную службу (направляемых на альтернативную гражданскую службу), и граждан, поступающих на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, на охрану здоровья

1. Право на охрану здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, выделены законодателем в отдельную статью ввиду особого статуса указанных лиц. Военная служба в Российской Федерации осуществляется в соответствии с ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который определяет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан. Порядок прохождения военной службы определяется указанным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы (см. Указ Президента РФ от 16 сентября 1999 года N 1237 "Вопросы прохождения военной службы") и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Также следует отметить ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющий права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

О понятии "военной службы" см. разъяснения к ч.6 комментируемой статьи; о гражданах, имеющих статус военнослужащих, см. ст.2 ФЗ "О статусе военнослужащих".

Правовой основой прохождения альтернативной гражданской службы является ФЗ "Об альтернативной гражданской службе".

Охрана здоровья военнослужащих обеспечивается созданием благоприятных условий военной службы, быта и системой мер по ограничению опасных факторов военной службы, проводимой командирами во взаимодействии с органами государственной власти. Забота о сохранении и об укреплении здоровья военнослужащих - обязанность командиров. На них возлагается обеспечение требований безопасности при проведении учений, иных мероприятий боевой подготовки, во время эксплуатации вооружения и военной техники, при производстве работ, исполнении других обязанностей военной службы. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь военнослужащих детализировано отдельной статьей (ст.16) ФЗ "О статусе военнослужащих".

В п.7 ст.19 ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" закреплено, что гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.

В соответствии с ч.1 комментируемой статьи военнослужащие и приравненные к ним лица, а также граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на прохождение военно-врачебной экспертизы для:

а) определения годности к военной службе или приравненной к ней службе;

б) досрочного увольнения с военной службы или приравненной к ней службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Военно-врачебная экспертиза - это медицинская экспертиза (медицинское освидетельствование) граждан в военное и мирное время при постановке их на воинский учет в Российской Федерации, при поступлении в военные учебные заведения, а также граждан, пребывающих в запасе в Вооруженных силах РФ и других силовых государственных ведомствах. Военно-врачебная экспертиза проводится в целях:


- определения годности к военной службе (приравненной к ней службе), обучению (службе) по конкретным военно-учетным специальностям (специальностям в соответствии с занимаемой должностью);

- установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих (приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы) и граждан, уволенных с военной службы (приравненной к ней службы, военных сборов), с прохождением военной службы (приравненной к ней службы);

- решения других вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Подробнее о проведении военно-врачебной экспертизы см. комментарий к ст.61 Закона и постановление Правительства РФ от 4 июля 2013 года N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе". Также отметим постановление Правительства РФ от 28 июля 2008 года N 574, которым утверждено Положение о независимой военно-врачебной экспертизе. Независимая военно-врачебная экспертиза проводится по заявлению граждан в случае их несогласия с заключением военно-врачебной (врачебно-летной) комиссии либо с заключением медицинского освидетельствования граждан, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет (см. комментарий к ч.6-8 ст.61 Закона).

2. Граждане, подлежащие призыву на военную службу или направляемые на альтернативную гражданскую службу, и граждане, поступающие на военную службу или приравненную к ней службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование в порядке, предусмотренном ст.61 комментируемого Закона (см. комментарий к этой статье). Данные граждане имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы или приравненной к ней службы и показаниях для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по состоянию здоровья.

Основные аспекты, связанные с медицинским освидетельствованием и медицинским обследованием граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв, регламентированы ст.5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".

Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе см. также приказ Минобороны РФ и Минздрава РФ от 23 мая 2001 года N 240/168. Утвержденная этим приказом инструкция определяет порядок организации и проведения профилактической работы (в том числе ежегодных профилактических медицинских осмотров), диспансерного наблюдения за состоянием здоровья и физическим развитием, проведения лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации мужского пола 15- и 16-летнего возраста.

3. Военнослужащие и приравненные к ним лица имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях, а при их отсутствии или при отсутствии в ведомственных медицинских организациях отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования - на получение медицинской помощи в порядке, установленном Правительством РФ, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти (с 1 января 2017 года также федеральным государственным органам), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

На этот счет в п.6 ст.5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" закреплено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в п.1 этой статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ. В данном отношении действует постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Компенсации, в частности, подлежат расходы организаций и граждан, связанные с:

- медицинским освидетельствованием граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы;

- медицинским осмотром граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы;

- контрольным медицинским освидетельствованием граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования;

- прохождением медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о воинском учете, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, о призыве на военные сборы.

Компенсация обозначенных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.

Об оплате расходов медицинских организаций на проведение обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий граждан при постановке их на воинский учет и призыве на военную службу см. также письмо Федерального фонда ОМС от 17 февраля 2006 года N 1136/30-3/и.

4. Порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством РФ, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти (с 1 января 2017 года также федеральными государственными органами), в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба.

В п.2 ст.16 ФЗ "О статусе военнослужащих" отмечено, что расходы, связанные с оказанием медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, возмещаются в порядке, установленном Правительством РФ, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.