1. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обусловлен тем, что "заболевания в любом случае легче предупредить, чем лечить". Профилактику в сфере охраны здоровья можно рассматривать с нескольких точек зрения. Во-первых, это общественная профилактика, которая заключается в проведении общественных мероприятий по охране здоровья населения. Во-вторых, это индивидуальная профилактика, то есть профилактические мероприятия, осуществляемые каждым гражданином в целях сохранения своего здоровья - ведение здорового образа жизни, личная гигиена, культура семейных отношений, рациональное питание и т.д.
В комментируемой статье речь идет об общественной профилактике, осуществление которой в различных формах обеспечивается государственными мерами и отражает политику государства в вопросах охраны здоровья. Достижению указанных целей способствует разработка и реализация государственных программ, концепций и стратегий по вопросам профилактики охраны здоровья населения.
Одной из основных составляющих принципа профилактики охраны здоровья, которому в нашей стране в последние годы уделяется особое внимание, является формирование здорового образа жизни граждан, борьба с потреблением алкоголя и табака, предупреждение и борьба с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ.
Приказом Минздрава России от 30 сентября 2013 года N 677 утверждена Информационно-коммуникационная стратегия по формированию здорового образа жизни, борьбе с потреблением алкоголя и табака, предупреждению и борьбе с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ на период до 2020 года, которой определены приоритетные задачи в сфере формирования здорового образа жизни у населения Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Стратегия разработана в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 28 февраля 2013 года N 267-р "Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование оказания медицинской помощи населению на основе государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" и Федеральным законом от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
Федеральный закон от 23 февраля 2013 года N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака (Женева, 21 мая 2003 года) (Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 51-ФЗ Россия присоединилась к данной конвенции) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.
Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2009 года N 2128-р, разработанная на основе общепризнанных принципов и норм международного права в области охраны здоровья населения и с учетом российского и международного опыта, направлена на снижение объемов потребления населением алкогольной продукции, в том числе слабоалкогольных напитков, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, улучшение демографической ситуации в стране, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, формирование стимулов к здоровому образу жизни. Целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения являются значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции; повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка.
За последнее десятилетие в нашей стране наблюдается не только рост алкоголизма, но и наркомании. По экспертной оценке, в России постоянно употребляют наркотики более четырех миллионов человек. Современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного распространения немедицинского потребления наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства. Профилактика немедицинского употребления наркотических средств и психотропных веществ - основа Концепции государственной антинаркотической политики Российской Федерации (утв. ФСКН России 16 октября 2009 года).
Указом Президента РФ от 9 июня 2010 года N 690 утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года. Генеральной целью данной Стратегии является существенное сокращение незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, масштабов последствий их незаконного оборота для безопасности и здоровья личности, общества и государства.
Решения и меры, принимаемые органами государственной власти в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, основываются на принципах законности, соблюдения конституционных прав и свобод граждан, открытости, конкретности, системности, комплексности, упреждающего воздействия, обеспечения равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности, опоры на поддержку общества, недопустимости применения в Российской Федерации заместительных методов лечения больных наркоманией с применением наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки I и II перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 1998 года N 681, а равно легализации потребления отдельных наркотиков в немедицинских целях.
Достижение генеральной цели Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года осуществляется на основе сбалансированного и обоснованного сочетания мер по следующим направлениям:
а) сокращение предложения наркотиков путем целенаправленного пресечения их нелегального производства и оборота внутри страны, противодействия наркоагрессии;
б) сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактической, лечебной и реабилитационной работы (см. Концепцию профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде, направленную письмом Минобрнауки России от 5 сентября 2011 года N МД-1197/06);
в) развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере контроля над наркотиками.
Основные стратегические задачи:
а) разработка и внедрение государственной системы мониторинга наркоситуации в Российской Федерации (См. Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 года N 485);
б) создание и реализация общегосударственного комплекса мер по пресечению незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации;
в) выработка мер противодействия наркотрафику на территорию Российской Федерации, адекватных существующей наркоугрозе;
г) обеспечение надежного государственного контроля за легальным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
д) создание государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков с приоритетом мероприятий первичной профилактики;
е) совершенствование системы оказания наркологической медицинской помощи больным наркоманией и их реабилитации (см. План мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией, на 2012-2020 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года N 202-р);
ж) совершенствование организационного, нормативно-правового и ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" меры по формированию здорового образа жизни граждан Российской Федерации направлены в том числе на профилактику наркомании, снижение смертности населения Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий, от болезней системы кровообращения, туберкулеза, других социально значимых заболеваний, сопутствующих потреблению наркотиков.
Вопросам, связанным с противодействием незаконному обороту наркотиков, посвящена государственная программа Российской Федерации "Противодействие незаконному обороту наркотиков", утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года N 299. Данная Программа направлена на обеспечение противодействия преступности в сфере незаконного оборота наркотиков, пресечение наркотрафика, подрыв финансовых основ наркопреступности, уничтожение незаконно выращенных посевов и очагов произрастания дикорастущих наркосодержащих растений; существенное сокращение спроса на наркотики и улучшение криминогенной обстановки, в том числе на сокращение числа лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях, неприятие употребления наркотиков в немедицинских целях, пресечение пропаганды потребления наркотиков в немедицинских целях, создание системы антинаркотической пропаганды, предотвращение вовлечения детей и подростков в немедицинское употребление наркотиков, выявление лиц, употребляющих наркотики, создание национальной системы комплексной реабилитации и ресоциализации лиц, потребляющих наркотические средства и психотропные вещества в немедицинских целях; научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности по снижению спроса на наркотики, усиление роли Российской Федерации в системе международного контроля за оборотом наркотиков, создание общей системы обеспечения безопасности в данной сфере.
Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2011 года N 485 утверждено Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации. Мониторинг наркоситуации осуществляется в целях:
- определения состояния наркоситуации в Российской Федерации и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;
- выявления, прогнозирования и оценки угроз национальной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;
- оценки эффективности проводимой в Российской Федерации антинаркотической политики и формирования предложений по ее оптимизации.
Достижение целей мониторинга наркоситуации осуществляется посредством решения следующих основных задач: