Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 40. Орган дознания

1. Положения комментируемой статьи детально регламентируют виды органов дознания в уголовном судопроизводстве, а также полномочия, осуществляемые органами дознания при реализации уголовно-процессуальной деятельности, связанной с осуществлением уголовного преследования по уголовным делам. Само же понятие органа дознания дано в п.24 ст.5 УПК РФ. (Более подробно см. комментарий к п.24 ст.5 УПК РФ). Орган дознания по своей сущности представляет собой определенное объединение (организацию), в которое с уголовно-процессуальной стороны организационно входят начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

2. Все виды органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам действуют строго в пределах своей компетенции, которая определяется уголовно-процессуальным законодательством. Прежде всего это связано с подследственностью уголовных дел (ст.151 УПК РФ). (Более подробно см. комментарий к ст.151 УПК РФ).

3. Наиболее распространенным видом органов дознания являются ОВД. В свою, очередь ОВД образуют свою систему органов дознания. Так, в соответствии с положениями п.1 ч.1 комментируемой статьи и п.4 Указа Президента РФ от 1 марта 2011 года N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации" система органов дознания внутренних органов представлена: а) на окружном уровне - в виде Главного управления МВД РФ по Северо-Кавказскому федеральному округу, управления на транспорте МВД РФ по федеральным округам; б) на межрегиональном уровне - в виде оперативных бюро МВД РФ, центров специального назначения МВД РФ, линейных управлений МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; в) на региональном уровне - в виде МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД РФ по субъектам России; г) на районном уровне - в виде управлений, отделов, отделений, пунктов МВД РФ по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управлениям, отделам, отделениям МВД РФ по закрытым административно-территориальным образованиям на особо важных и режимных объектах. Сюда относятся и линейные отделы, отделения МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управление внутренних дел на Московском метрополитене Главного управления МВД РФ по г.Москве, Управление МВД РФ на комплексе "Байконур". Кроме того, в системе ОВД в соответствии с положениями п.1 ч.1 комментируемой статьи и ст.13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами дознания могут быть и оперативные подразделения ОВД, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия. При этом в соответствии со ст.13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" министр МВД РФ вправе определить перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность. Так, в соответствии с приказом МВД РФ от 19 июня 2012 года N 608 "О некоторых вопросах организации оперативно-розыскной деятельности в системе МВД России" в качестве органов дознания, которые проводят оперативно-разыскные мероприятия, выступают следующие оперативные подразделения системы ОВД: уголовного розыска; экономической безопасности и противодействия коррупции; собственной безопасности; по противодействию экстремизму; по борьбе с преступными посягательствами на грузы; по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; оперативно-поисковые подразделения; специальных технических мероприятий (оперативно-технические подразделения); подразделения оперативно-разыскной информации; межрегиональные оперативно-разыскные подразделения территориальных органов МВД России на окружном уровне; подразделения по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств - членов Международной организации уголовной полиции - Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола.

________________

Более подробно см.: приказ МВД РФ от 17 октября 2013 года N 850 "Об утверждении Регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации", а также приказ МВД РФ от 10 июля 2013 года N 535 // СПС.

4. В системе ФСКН РФ в соответствии с п.1 ч.1 комментируемой статьи и Указа Президента РФ от 28 июля 2004 года N 976, регламентирующего Положение о Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, в качестве органов дознания выступают: управления (отделы) ФСКН РФ по субъектам РФ; межрайонные, городские (районные) органы наркоконтроля. Кроме того, в системе ФСКН РФ в соответствии с положениями п.1 ч.1 комментируемой статьи и ст.13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами дознания, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, могут быть и оперативные подразделения ФСКН.

5. В соответствии с положениями п.1 ч.1 комментируемой статьи и ст.13 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами дознания, которые вправе проводить оперативно-разыскные мероприятия, являются: оперативные подразделения ФСБ; оперативные подразделения ФСО РФ; оперативные подразделения ФТС РФ; оперативные подразделения СВР РФ; оперативные подразделения ФСИН РФ; оперативное подразделение органа внешней разведки МО РФ (ГРУ ГШ МО РФ). Руководители указанных органов определяют перечень оперативных подразделений, правомочных осуществлять оперативно-разыскную деятельность, их полномочия, структуру и организацию работы. Так, в системе ФТС РФ приказом ФТС РФ от 12 октября 2012 года N 2066 "Об утверждении перечня подразделений таможенных органов Российской Федерации и должностей сотрудников таможенных органов Российской Федерации, время службы в которых засчитывается на льготных условиях при участии в оперативно-розыскной деятельности" определен весь перечень оперативных подразделений таможенных органов, которые выступают в качестве органов дознания. Такие же приказы имеются и в других правоохранительных органах исполнительной власти РФ.

________________

Данное оперативное подразделение проводит оперативно-разыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности указанного органа внешней разведки и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий других органов, осуществляющих ОРМ.

6. Следующим органом дознания является ФССП РФ. В качестве органов дознания системы ФССП РФ выступают соответствующее управление организации дознания в центральном аппарате ФССП, а также соответствующие отделы дознания в территориальных ее органах ФССП. Речь в данном случае идет об отделах дознания в управлениях ФССП по субъектам РФ.

________________

См.: приказ ФССП РФ от 26 марта 2015 года N 209 // СПС.

7. В вооруженных формированиях РФ в качестве органа дознания выступает не определенное объединение (организация), с уголовно-процессуальной стороны организационно состоящая из: начальника органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя, а только соответствующее должностное лицо, которое с уголовно-процессуальной стороны выступает только в качестве начальника органа дознания. Так, в системе Вооруженных Сил РФ в качестве органов дознания с полномочиями начальника органа дознания выступают начальники органов военной полиции, командиры воинских частей, командиры соединений, начальники военных учреждений; начальники гарнизонов.

8. Для начальников органов военной полиции, как начальников органов дознания, правовую основу для осуществления уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовному делу составляют п.3 ч.1 комментируемой статьи, а также Указ Президента РФ от 25 марта 2015 года N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ", Указ Президента РФ от 10 ноября 2007 года N 1495 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации". Кроме того, положения начальника органов военной полиции регламентированы приказом заместителя Генерального прокурора - Главным военным прокурором от 23 октября 2014 года N 150 "Об утверждении Инструкции о процессуальной деятельности органов дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов". При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 25 марта 2015 года N 161 в системе органов военной полиции в качестве начальников органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам в соответствии с п.8, 15 выступают начальник центрального органа военной полиции, начальник регионального органа военной полиции, начальник территориального органа военной полиции, а на низшем уровне - начальник отдела военной полиции.

________________

СПС.

Там же.

9. В соответствии со ст.11 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61 "Об обороне" понятие таких органов дознания, как командиры воинских частей, соединений, являющихся в уголовно-процессуальном смысле начальниками органов дознания, распространяется не только на воинские части, соединения, но и на руководителей центральных органов военного управления, командующих объединений, соединений, командиров воинских частей, руководителей организаций, которые входят в виды и рода войск ВС РФ и войска, не входящие в виды и рода войск ВС РФ.

________________

Более подробно см.: приказ МО РФ от 11 февраля 2010 года N 70 "Об утверждении Положения об органах информационного обеспечения Вооруженных Сил РФ" // СПС.

Более подробно см.: приказ МО РФ от 29 июля 2011 N 1290 "Об утверждении типового положения о федеральном казенном учреждении "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил РФ" и Типового положения о филиале "Воинская часть 00000" федерального казенного учреждения "Управление объединения (управление соединения, воинская часть) ВС РФ" // СПС.

10. Начальники военных учреждений, в уголовно-процессуальном смысле представляющие собой начальников органа дознания, будут являться ими и для филиалов военных учреждений. Дело в том, что в соответствии со ст.55 ГК РФ филиал, являясь обособленным подразделением юридического лица, осуществляет функции юридического лица, т.е. военного учреждения, входит в структуру самого военного учреждения, а руководитель назначается юридическим лицом, т.е. военным учреждением. Кроме того, положения п.3 ч.1 комментируемой статьи, исходя из буквального толкования, свидетельствуют о том, что органами дознания выступают не руководители филиалов, а начальники военных учреждений, которые и могут создавать соответствующие филиалы. При этом уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает наличие каких-либо воинских званий, которые должны иметь начальники военных учреждений как начальники органа дознания. Одним из обязательных требований является то, что военное учреждение должно входить в систему ВС РФ либо в систему другого воинского формирования. Речь в данном случае идет и о военно-медицинских учреждениях, военно-учебных учреждениях МО РФ, главного командования внутренних войск МВД РФ, пограничных войск ФСБ и т.д.

11. Своеобразным органом дознания, а в уголовно-процессуальном смысле - начальником органа дознания выступают военные комиссариаты. Дело в том, что в соответствии с п.4 Указа Президента РФ от 7 декабря 2012 года N 1609 "Об утверждении Положения о военных комиссариатах" военные комиссариаты являются территориальными органами МО РФ и входят в состав военных округов, являются юридическими лицами. При этом в соответствии с п.2 вышеназванного Указа Президента РФ военный комиссариат создается только в субъекте РФ, и поэтому военный комиссар субъекта, в уголовно-процессуальном смысле, является начальником органа дознания. Созданные в структуре военных комиссаров командования, руководители основных подразделений, отделов по муниципальным образованиям, руководители подразделений обеспечения и центров (отделов) социального обеспечения не являются начальниками органов дознания при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности при производстве по уголовным делам.

12. Следующим органом дознания выступают органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы (органы ФПН ФПС МЧС РФ). Органы дознания в системе органов ФПН ФПС МЧС РФ по своей сущности представляют объединение, в которое с уголовно-процессуальной стороны организационно входят начальник подразделения дознания, дознаватель. Должность начальника органа дознания совмещается с должностью начальника подразделения дознания.

13. Уголовно-процессуальная деятельность органов дознания связана с реализацией функции уголовного преследования, а именно: с возбуждением уголовного дела; производством дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно; выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Кроме того, на органы дознания возлагается осуществление иных полномочий, которые предусмотрены УПК РФ. Речь идет о производстве следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых по поручению следователя (дознавателя) в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ, задержание лица в порядке ст.91, 92 УПК РФ и т.д. Кроме того, органы дознания осуществляют оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ, осуществляют охрану места происшествия, и т.д. Но не все виды органов дознания производят в одинаковой степени уголовно-процессуальную деятельность при производстве по уголовному делу. Производство уголовно-процессуальной деятельности, которую осуществляют те или иные виды органов дознания, зависит от процессуальных полномочий, а также выполняемых функций в государстве органов исполнительной власти, которыми и являются соответствующие виды органов дознания. Кроме того, регламентация производства уголовно-процессуальной деятельности, которую осуществляют соответствующие виды органов дознания, определена статьями Особенной части УПК РФ.

14. ОВД, органы ФСКН, в том числе и их оперативные подразделения, как органы дознания, производят всю уголовно-процессуальную деятельность, которая регламентирована действующим УПК РФ для органов дознания, но в пределах своей компетенции. Речь идет о производстве дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно. Но при этом дознание производят только отделы (подразделения) дознания ОВД либо ФСКН, но не оперативные подразделения. Кроме того, ОВД, в том числе и органы ФСКН, а также их оперативные подразделения, в пределах своей компетенции возбуждают уголовные дела; выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, и т.д. При этом ОВД, как органы дознания, в том числе и их оперативные подразделения, производят по поручению следователя (дознавателя) в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия, осуществляют задержание лица в порядке ст.91, 92 УПК РФ, и т.д. Кроме того, оперативные подразделения ОВД и ФСКН, как органы дознания, производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ. В системе органов дознания, как ОВД и ФСКН, для реализации уголовно-процессуальной деятельности предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник органа дознания, начальник подразделения дознания, дознаватель.

15. Оперативные подразделения ФСБ, как органы дознания, за исключением пограничных войск ФСБ, осуществляют уголовно-процессуальную деятельность в пределах своей компетенции, связанную с возбуждением уголовных дел; выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, указанных в п.2 ч.2 ст.151 УПК РФ; производят по поручению следователя в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст.91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ, и т.д. При этом в системе пограничных войск ФСБ создаются соответствующие отделы (подразделения) дознания, которые осуществляют производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст.253 и 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами федеральной службы безопасности), ч.1 и 2 ст.323 УК РФ в соответствии с гл.32, 32_1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции: возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст.91, 92 УПК РФ. При этом с уголовно-процессуальной стороны в системе пограничных войск ФСБ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель, а в оперативных подразделениях ФСБ - начальник органа дознания.

16. Оперативные подразделения ФТС РФ, как органы дознания, за исключением отделов (подразделений) дознания ФТС РФ, в пределах своей компетенции осуществляют уголовно-процессуальную деятельность, связанную с возбуждением уголовных дел; выполнением неотложных следственных действий по уголовным делам, о преступлениях, предусмотренных ст.173_1, 173_2, 174, 174_1, 189, 190, 193, 193_1, ч.3 и 4 ст.194, ч.2 ст.200_1, 226_1, 229_1 УК РФ, выявленных таможенными органами РФ; производят по поручению дознавателя либо следователя в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ следственные и иные процессуальные действия; осуществляют задержание лица в порядке ст.91, 92 УПК РФ; производят оперативно-разыскные мероприятия по уголовному делу, а также разыскные мероприятия при производстве по уголовному делу в соответствии с ч.4 ст.157 УПК РФ, и т.д. Кроме того, в системе ФТС РФ имеются соответствующие отделы (подразделения) дознания, которые осуществляют производство дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч.1 и 2 ст.194, ч.1 ст.200_1 УК РФ в соответствии с гл.32, 32_1 УПК РФ. Кроме того, данные виды органов дознания вправе в пределах своей компетенции возбуждать уголовные дела, осуществлять задержание лица в порядке ст.91, 92 УПК РФ, а также выполнять неотложные следственные действия (п.1 ч.1 ст.40_1 УПК РФ). При этом с уголовно-процессуальной стороны в системе ФТС РФ предусмотрены такие участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения, как начальник подразделения дознания, дознаватель, а в оперативных подразделениях ФТС - начальник органа дознания.