Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1304. Объекты смежных прав

1. Прежнее законодательство предоставляло охрану трем видам объектов общественных отношений - исполнениям, фонограммам и передачам организаций эфирного или кабельного вещания. В части четвертой ГК круг объектов смежных прав расширен до пяти. К трем названным объектам добавлены базы данных, а также произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние.

Принимая во внимание количество совершаемых в области авторского права и смежных прав правонарушений, которое в связи с массовым распространением цифровой формы хранения и распространения информации в последние годы стремительно возросло, данное решение законодателя представляется достаточно спорным. В условиях очевидного разрыва между нормами закона и реальностью расширение сферы действия института смежных прав за счет добавления новых объектов охраны представляется неоправданным, поскольку на практике оно приведет к новым нарушениям и, как следствие, к еще большему несоответствию между должным и действительностью. Увеличение числа объектов смежных прав представляется тем более необоснованным потому, что оно не было вызвано необходимостью выполнения каких-либо юридических обязательств Российской Федерации перед международным сообществом.

2. В п.1 коммент. ст. перечислены объекты смежных прав.

Из данного перечня видно, что современные нормы о смежных правах, объединенные в единый правовой институт, являются искусственной юридической конструкцией, поскольку закрепляют за участниками гражданского оборота субъективные права в отношении разнородных объектов, имеющих, по сути, мало общего друг с другом.

Учитывая постоянное развитие российского института смежных прав, которое заключается, главным образом, в увеличении числа правовых норм и охраняемых объектов, можно предположить, что с течением времени рассматриваемый раздел права интеллектуальной собственности будет разрастаться и дополняться новыми объектами, правовая охрана которых будет устанавливаться исходя из потребностей тех или иных социальных групп.

3. Первым из охраняемых в настоящий момент объектов смежных прав является исполнение, под которым понимается результат деятельности артистов-исполнителей, дирижеров и режиссеров-постановщиков спектаклей.

Помимо указания на разновидности охраняемых исполнений в п.1 коммент. ст. установлены специальные требования к объективной форме выражения исполнений. Для того чтобы пользоваться правовой охраной на территории России, исполнение должно допускать воспроизведение и распространение с помощью технических средств, т.е. должно быть зафиксировано на материальном носителе. Данная норма, предъявляющая повышенные по сравнению с ранее действовавшим законодательством требования к объективной форме исполнений, вступает в противоречие со ст.7 Римской конвенции и ст.6 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам, участником которых является Российская Федерация, вследствие чего ее следует считать не подлежащей применению. Как до, так и после введения в действие части четвертой ГК объектами правовой охраны на территории России являются не только записанные исполнения, но и исполнения, выраженные в устной объективной форме, не способные к воспроизведению и распространению с помощью технических средств.

Примечательно, что в отношении требований к объективной форме исполнения в самой главе 71 ГК заложено очевидное противоречие. С одной стороны, в п.1 коммент. ст. установлено, что исполнение подлежит правовой охране при условии его выражения в объективной форме, способной к воспроизведению с помощью технических средств. С другой стороны, ряд норм части четвертой ГК регулируют общественные отношения по использованию незаписанных исполнений, что свидетельствует в пользу признания законодателем объектами правовой охраны исполнений, не зафиксированных на материальном носителе (см. подп.1-3, 6 п.2 ст.1317 ГК).

4. Вторым объектом смежных прав является фонограмма, под которой понимается исключительно звуковая запись исполнений, иных звуков или их отображений. Фонограмма - единственный из объектов смежных прав, сущность которого раскрыта в коммент. ст. В отношении остальных объектов смежных прав законодатель ограничился простым перечислением.

Для того чтобы признаваться фонограммой, объект должен представлять собой либо запись исполнений или иных звуков, непосредственно раздающихся в окружающей действительности, либо запись отображений исполнений или иных звуков. Понятие "отображение звуков" раскрывается в ст.1305 ГК.

В п.1 коммент. ст. специально подчеркивается, что запись звуков или их отображений, соединенная с визуальным рядом (например, видеозапись со звуком), не является фонограммой и соответственно не подлежит смежно-правовой охране. На отношения по созданию и использованию оригинальных видеозаписей, в том числе сопровождаемых звуковым рядом, распространяются нормы авторского права, посвященные аудиовизуальным произведениям.

5. Третьим объектом смежных прав является сообщение передач организаций эфирного или кабельного вещания. Иначе говоря, соответствующий субинститут смежных прав объединяет два различных объекта, различающихся по способу передачи информационного сигнала - сообщение организаций эфирного вещания и сообщение организаций кабельного вещания. Данные объекты охраны следует отличать от почти одноименных способов использования объектов авторских и смежных прав - сообщение в эфир и сообщение по кабелю. Указанные способы использования произведений, исполнений и фонограмм являются технологическими процессами по сообщению для всеобщего сведения охраняемых объектов. Рассматриваемые объекты смежных прав - сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания представляют собой результаты технологических процессов по доведению до всеобщего сведения той или иной информации. Иными словами, правовой охране подлежит сам сигнал, сообщенный посредством проводной или беспроводной связи.

На возникновение правовой охраны сообщений передач организаций эфирного и кабельного вещания не влияет, за чей счет создана программа, сообщенная в эфир или по кабелю. Охрана возникает как в отношении сигнала, содержащего программу, созданную силами вещательной организации, так и в отношении сигнала, содержащего передачу, созданную третьим лицом на основании договора с вещательной организацией.

6. Четвертым объектом смежных прав является база данных. С 1 января 2008 года круг баз данных, в отношении которых на территории России возникают права интеллектуальной собственности, расширен за счет так называемых инвестиционных баз данных. Если ранее российское право предоставляло правовую охрану лишь таким объектам, которые по подбору и расстановке материалов отличались оригинальностью, то в настоящий момент охрану также получили базы данных, не представляющие собой результат творческой деятельности составителя. С введением в действие части четвертой ГК оригинальные базы данных, как и прежде, охраняются авторским правом, а инвестиционные - институтом смежных прав.

В п.1 коммент. ст. подчеркивается, что охрана распространяется непосредственно на содержание, информацию, объединенную в базу данных.

По смыслу закона вполне допустима ситуация, когда одна и та же база данных будет охраняться как объект авторского права и как объект смежных прав. Для этого необходимо, чтобы объект отвечал условиям охраноспособности, предусмотренным нормами авторского права и нормами о смежных правах.

7. Пятым объектом смежных прав является произведение науки, литературы и искусства, обнародованное после перехода в общественное достояние. Как уже отмечалось, данный объект смежных прав также является новым для Российской Федерации. С введением в действие части четвертой ГК впервые на территории России предоставлена специальная правовая охрана произведениям, перешедшим в общественное достояние в связи с истечением срока существования исключительного права.

Аналогичная правовая охрана произведений, обнародованных после их перехода в общественное достояние, действует на территории Евросоюза на основании ст.4 Директивы ЕС N 93/98/EEC от 29 октября 1993 года о гармонизации срока действия охраны авторского права и некоторых смежных прав (доступно в сети Интернет на официальном сайте ВОИС по адресу: http://www.wipo.int/wipolex/ru/text.jsp?file_id=126896).

8. Исходя из п.2 коммент. ст., охрана возникает в момент создания (в случае с произведениями, перешедшими в общественное достояние, - обнародования) соответствующего объекта. Какой-либо регистрации, совершения иных специальных юридических действий для возникновения смежных прав не требуется.

До недавнего времени институт смежных прав не предусматривал не только обязательную, но и добровольную государственную регистрацию объектов. Этим рассматриваемый институт права интеллектуальной собственности отличался от авторского права, допускающего в качестве исключения добровольную государственную регистрацию компьютерных программ и баз данных. С 1 октября 2014 года введено в действие правило о добровольной регистрации баз данных, являющихся объектами смежных прав (см. коммент. к ст.1334 ГК).

По общему правилу действия по осуществлению смежных прав также не подлежат государственной регистрации. Единственное исключение, появившееся с принятием и введением в действие Закона N 35, состоит в том, что в силу ст.1334 ГК в новой редакции переход исключительного права на базу данных, зарегистрированную в добровольном порядке, подлежит обязательной государственной регистрации.

9. В п.3 коммент. ст. содержится норма, дополняющая существующее международно-правовое регулирование в сфере охраны трех из пяти объектов смежных прав - исполнений, фонограмм и сообщений организаций эфирного и кабельного вещания. Поскольку рассматриваемая норма не вступает в противоречие с международными договорами, действующими в данной сфере, ее следует в обязательном порядке учитывать при решении вопроса о предоставлении на территории России правовой охраны иностранным объектам в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

Иностранные исполнения, фонограммы и сообщения передач организаций эфирного и кабельного вещания охраняются на территории России в соответствии с международным договором при соблюдении двух условий: соответствующий объект не должен являться перешедшим в общественное достояние в связи с истечением срока действия исключительного права в стране происхождения и не должен являться перешедшим в общественное достояние по этой же причине на территории России.

Что касается баз данных и перешедших в общественное достояние произведений науки, литературы и искусства, то, поскольку какие-либо международные договоры с участием Российской Федерации в отношении данных объектов смежных прав отсутствуют, в дополнительном правовом регулировании отношений с иностранным элементом в данном случае нет необходимости.

10. Все охраняемые на сегодняшний день объекты интеллектуальной собственности можно разделить на две группы - результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним объекты. Институт смежных прав в этом отношении является показательным. Среди объектов смежных прав лишь исполнение может быть отнесено к результатам интеллектуальной деятельности, поскольку для возникновения охраны исполнения необходима его оригинальность, которая является следствием творческой деятельности физического лица. Правовая охрана остальных четырех объектов смежных прав возникает не в связи с творческой или иной интеллектуальной деятельностью по их созданию, а в силу объективного существования объектов и их соответствия некоторым специальным условиям.

Таким образом, фонограмма, сообщение организаций эфирного и кабельного вещания, база данных и произведение, обнародованное после перехода в общественное достояние, наряду со средствами индивидуализации являются объектами интеллектуальной собственности, приравненными к результатам интеллектуальной деятельности. В связи с этим классификация объектов интеллектуальной собственности, закрепленная в ст.1225 ГК, представляется неточной в той части, в какой к объектам, приравненным к результатам интеллектуальной деятельности, отнесены лишь средства индивидуализации участников гражданского оборота.