1. С введением в действие части четвертой ГК нормы о смежных правах, традиционно рассматривавшиеся в качестве субинститута авторского права, стали претендовать на место самостоятельного института российского права интеллектуальной собственности. В пользу данного вывода свидетельствуют, главным образом, два обстоятельства. Во-первых, с 1 января 2008 года общественные отношения, складывающиеся в рассматриваемой сфере, получили более подробное по сравнению с предыдущим периодом правовое регулирование (43 статьи в части четвертой ГК вместо 9 статей в Законе об авторском праве). Во-вторых, впервые в российском праве появились общие нормы о смежных правах, которые закреплены в ст.1303-1312 § 1 главы 71 ГК.
2. В коммент. ст. содержатся наиболее общие положения института смежных прав, к которым относятся легальное определение прав, смежных с авторскими (смежных прав), а также примерный перечень указанных субъективных гражданских прав.
Исходя из п.1 коммент. ст. правами, смежными с авторскими (смежными правами), являются интеллектуальные права на исполнения, фонограммы, сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, содержание баз данных, а также произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние. Более подробная характеристика перечисленных объектов смежных прав дана в п.1 ст.1304 ГК.
3. В п.2 коммент. ст. установлен перечень смежных прав. К смежным правам отнесены исключительное право, а в случаях, предусмотренных ГК, и личные неимущественные права.
Исключительное право - единственное из интеллектуальных прав, которое по действующему законодательству возникает в отношении всех объектов смежных прав. В общем виде содержание исключительного права раскрыто в ст.1229 ГК, положения которой рассчитаны на все объекты права интеллектуальной собственности. Кроме того, в специальных нормах, посвященных отдельным объектам смежных прав, отражены особенности содержания исключительного права, с учетом специфики вида регулируемых отношений (ст.1317, 1324, 1330, 1334, 1339 ГК).
В отличие от исключительного права личные неимущественные права распространяются не на все объекты смежных прав. Так, закон предусматривает обладание личными неимущественными правами при создании исполнений, фонограмм, баз данных, а также в случае обнародования произведений науки, литературы и искусства, перешедших в общественное достояние. В то же время в отношении таких объектов смежных прав, как сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач, личные неимущественные права не возникают.
4. Несмотря на то что в п.2 коммент. ст. перечень смежных прав сформулирован как исчерпывающий, данную норму надлежит толковать расширительно. Такой вывод с очевидностью следует из анализа положений ст.1226, 1245 ГК, а также главы 71 ГК в целом. С момента введения в действие части четвертой ГК к смежным правам следует относить не только исключительное право и личные неимущественные права, но и так называемые иные интеллектуальные права, к которым относятся право исполнителя и изготовителя фонограммы на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях (ст.1245 ГК), право исполнителя и изготовителя фонограммы на использование знака охраны смежных прав (ст.1305 ГК), право исполнителя на вознаграждение за использование служебного исполнения (ст.1320 ГК).
5. С 1 октября 2014 года коммент. ст. дополнена п.3, в котором закреплены общие правила о соотношении смежных прав с авторскими правами.
Во-первых, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав на произведения, которые использованы при создании объекта смежных прав. Например, современное исполнение прелюдии И.С.Баха будет охраняться институтом смежных прав, несмотря на то что исполняемое произведение находится в общественном достоянии в связи с истечением срока действия исключительного авторского права. Точно так же подлежит смежно-правовой охране исполнение произведения фольклора, несмотря на то что авторские права на данный вид произведений в принципе не признаются (см. коммент. к ст.1259 ГК).
Во-вторых, осуществление смежных прав допустимо при соблюдении авторских прав на произведение, использованное при создании объекта смежных прав. Например, изготовитель фонограммы вправе заключить лицензионный договор о предоставлении права использования изготовленной им фонограммы при наличии разрешения обладателя исключительного авторского права на музыкальное произведение, зафиксированное в фонограмме. При отсутствии такого разрешения лицензионный договор должен считаться ничтожным на основании п.2 ст.168 ГК как нарушающий права третьего лица - обладателя исключительного авторского права на музыкальное произведение.