1. Положения коммент. ст. являются специальными по отношению к нормам ст.1288, 1296 и 1297 ГК. Их действие распространяется на отношения по использованию объектов авторских прав, созданных при исполнении государственных или муниципальных контрактов (далее - госконтракты). Контрагентами госзаказчика могут быть сами авторы, лица, организующие создание произведения и привлекающие авторов на основании трудовых и гражданско-правовых договоров, а также лица, организующие выполнение работ по договору подряда, договору о выполнении научно-исследовательских работ или договору о выполнении опытно-конструкторских и технологических работ.
Отношения, подпадающие по сферу действия рассматриваемых норм, условно можно разделить на две группы. Во-первых, нормы коммент. ст. распространяются на случаи создания объекта авторских прав по госконтракту, предмет которого прямо предусматривал его создание. Во-вторых, в силу п.6 коммент. ст. ее положения распространяются на случаи создания программ для ЭВМ и баз данных, создание которых не было предусмотрено госконтрактом. Представляется, что данное правило по аналогии закона следует распространять и на случаи создания произведений науки, литературы и искусства при исполнении госконтракта, не предусматривающего их создание.
2. В п.1 коммент. ст. закреплено общее правило о распределении исключительного права на произведение, созданное по госконтракту: исключительное право на такое произведение принадлежит исполнителю. Договором может быть предусмотрено, что исключительное право принадлежит госзаказчику либо исполнителю и госзаказчику совместно.
3. В п.2 коммент. ст. предусмотрены последствия закрепления в договоре условия о принадлежности исключительного права госзаказчику. В этом случае исполнитель обязан обеспечить чистоту исключительного права посредством заключения необходимых договоров с авторами произведения, а также с обладателями прав на другие объекты авторских прав, использованные при создании произведения, если созданное произведение является производным или составным.
При этом закон предоставляет исполнителю право на возмещение затрат, понесенных им в связи с совершением действий по "очистке" исключительного права. По смыслу норм коммент. ст. подобные затраты не входят в цену госконтракта и должны быть компенсированы исполнителю сверх причитающегося ему вознаграждения. На практике, к сожалению, данное правило трудновыполнимо в связи с особенностями бюджетного финансирования и менталитета госзаказчиков.
4. В п.3 коммент. ст. установлено правило об обременении исключительного права, принадлежащего исполнителю в силу п.1 коммент. ст. Госзаказчик вправе требовать от исполнителя заключения лицензионного договора на условиях простой (неисключительной) лицензии в целях использования произведения для государственных (муниципальных) нужд. Поскольку для исполнителя заключение данного договора является обязательным, на данные отношения распространяются нормы ст.445 ГК.
В законе подчеркивается безвозмездный характер лицензионного договора, однако отсутствует указание на индивидуализирующие предмет договора способы использования произведения, а также на срок и территорию использования. В случае возникновения спора данные вопросы должны быть разрешены в судебном порядке.
Рассматриваемая норма является императивной и не может быть изменена госконтрактом.
5. В п.4 коммент. ст. установлены последствия принадлежности исключительного права на произведение совместно исполнителю и госзаказчику. Соответствующее условие может быть предусмотрено госконтрактом в силу п.1 коммент. ст. В этом случае закон предоставляет госзаказчику право заключить с третьим лицом для государственных (муниципальных) нужд безвозмездный лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на условиях простой (неисключительной) лицензии. В изъятие из общего правила, предусмотренного п.3 ст.1229 ГК, госзаказчик не обязан согласовывать заключение данного договора со своим соправообладателем - исполнителем по госконтракту, а обязан лишь уведомить его о факте и условиях заключения договора.
Данная норма является императивной и не может быть изменена госконтрактом. К сожалению, из нее не очевидно, ограничивается ли право госзаказчика одним договором или он вправе заключить несколько аналогичных лицензионных договоров для государственных (муниципальных) нужд с третьими лицами. Судя по всему, речь идет об одном договоре, если применять буквальное и грамматическое толкование рассматриваемой нормы. Второй и последующие подобные договоры должны заключаться с согласия обоих правообладателей, если соглашением между ними не будет предусмотрено иное. Новая редакция ч.2 п.3 ст.1229 ГК, действующая с 1 октября 2014 года, в отличие от первоначальной редакции позволяет правообладателям договориться о "несовместном" распоряжении исключительным правом (см. коммент. к ст.1229 ГК).
6. В п.5 коммент. ст. законодатель подтверждает принадлежность авторам, являющимся работниками исполнителя и участвовавшим в создании произведения, права на вознаграждение за служебное произведение, предусмотренное ст.1295 ГК (см. коммент. к ней).
Если исполнитель привлек автора к созданию произведения на основании гражданско-правового договора, то на отношения между ними распространяются нормы о договоре авторского заказа (см. коммент. к ст.1288, 1289 ГК).
Участвовавшим в создании произведения авторам принадлежат также личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения.