1. Коммент. ст. посвящена наследованию исключительного права. Поскольку последнее не охватывает собой все имущественные права автора, способные переходить по наследству, ее положения подлежат расширительному толкованию. Иными словами, более корректно говорить о наследовании имущественных прав, которыми обладали сами авторы и их правопреемники, являющиеся физическими лицами. В частности, к наследникам по закону могут переходить право следования (п.3 ст.1293 ГК), право на вознаграждение за использование служебного произведения, не полученное автором при его жизни (п.2 ст.1295 ГК), право на использование произведения, приобретенное наследодателем по лицензионному договору, и т.д.
Что касается личных неимущественных прав, то они по прямому указанию ст.1112 ГК в состав наследства не входят. Наследники, однако, вправе осуществлять охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, если только автор не назначил в своем завещании для этих целей специальное лицо (подр. об этом см. ст.1267 ГК и коммент. к ней). Кроме того, фактически наследники приобретают право на обнародование произведения, если только обнародование не противоречит воле автора произведения, определенно выраженной им в письменной форме (ст.1268 ГК и коммент. к ней).
2. Важной особенностью наследования имущественных авторских прав является то, что они переходят к наследникам как единое целое. Это означает, что пользоваться и распоряжаться перешедшими по наследству имущественными правами автора наследники должны по взаимному согласию, а в случае спора - по решению суда. Разумеется, что доходы и расходы, связанные с реализацией имущественных авторских прав, распределяются в соответствии с размерами долей наследников.
3. Пункт 2 определяет судьбу исключительного права, входящего в состав наследства, которое в соответствии со ст.1151 ГК признается выморочным имуществом. Как и прежде (ст.552 ГК РСФСР 1964 года), все имущественные права автора считаются прекратившимися, а произведение признается перешедшим в общественное достояние.
Несмотря на традиционность данного правила, его предпосылки и цели остаются неясными. В законе нет нормы, которая бы исключала возможность обладания исключительным правом со стороны государства. Более того, государство не может отказаться от принятия исключительного права, которое перешло к нему по завещанию. Таким образом, последовательная позиция по данному вопросу в законодательстве не прослеживается. Наиболее вероятным представляется предположение, согласно которому государство отказывается от перешедшего к нему в порядке наследования по закону исключительного права просто потому, что признает свою неспособность распоряжаться исключительным правом.
4. Федеральным законом от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ п.2 дополнен правилом, уточняющим данный вопрос применительно к исключительному праву на произведения, созданные в соавторстве. Если речь идет о раздельном соавторстве, то со смертью автора, не имеющего наследников по закону и не оставившего завещания, его доля в исключительном праве на произведение прекращается; если же соавторство было нераздельным, доля умершего соавтора в исключительном праве распределяется поровну между всеми пережившими соавторами.