Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (часть четвертая) (постатейный)

Комментарий к статье 1281. Срок действия исключительного права на произведение

1. Коммент. ст. определяет срок действия исключительного права на произведение. Хотя указание на срок действия исключительного права более корректно по сравнению с содержавшейся в Законе об авторском праве ссылкой на срок действия авторского права (ввиду того, что в состав субъективного авторского права входят не только имущественные, но личные неимущественные правомочия), но также не совсем точно отражает суть данной нормы. С истечением срока, установленного коммент. ст., прекращается действие не только исключительного права на произведение, но и всех иных имущественных прав автора, которые не охватываются понятием "исключительное право" (например, право автора музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения при публичном исполнении либо сообщении в эфир или по кабелю аудиовизуального произведения (п.3 ст.1263 ГК), право следования (п.3 ст.1293 ГК и др.).

2. По общему правилу, закрепленному п.1 коммент. ст., исключительное право и иные имущественные права автора действуют в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Указанный 70-летний срок исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Разумеется, в период с момента смерти автора до 1 января следующего года произведение умершего автора тоже охраняется, так как дата "1 января года, следующего за годом смерти автора" выбрана для упрощения исчисления срока охраны.

Особое правило установлено для начала срока охраны произведений, созданных в соавторстве. В данном случае отсчет ведется с 1 января года, следующего за годом смерти последнего из соавторов. Указанное правило распространяется на оба вида коллективных произведений, т.е. на произведения как с нераздельным, так и с раздельным соавторством. Если же часть коллективного произведения используется в соответствии с п.2 ст.1258 ГК самостоятельно, начало срока ее охраны определяется на основании общего правила.

В настоящее время 70-летний срок охраны имущественных прав авторов применяется во всех европейских и в большинстве других мира.

3. При применении коммент. ст. необходимо учитывать, что в нашей стране сроки охраны имущественных прав авторов после их смерти за последние десятилетия несколько раз менялись. Так, до 1 июня 1974 года срок их охраны составлял 15 лет, в период с 1 июня 1974 года по 3 августа 1992 года срок равнялся 25 годам, с 4 августа 1991 года по 28 июля 2004 года действовал 50-летний срок охраны, с 28 июля 2004 года по настоящее время срок охраны составляет 70 лет.

Сложность заключается в том, что при увеличении сроков охраны в законодательстве по-разному и не всегда четко решался вопрос о том, распространяются ли новые сроки охраны на те произведения, в отношении которых действовали прежние сроки охраны. Иначе говоря, в одних случаях новые правила о сроках охраны применялись лишь к тем произведениям, которые еще не перешли в общественное достояние в связи с истечением прежних сроков охраны, а в других - новым правилам придавалась обратная сила, в связи с чем некоторые произведения, уже перешедшие в общественное достояние, вновь становились охраняемыми.

Поэтому при исчислении сроков охраны следует иметь в виду, что:

1) в 1974 году увеличение срока охраны с 15 до 25 лет не распространялось на произведения, перешедшие на 1 июня 1974 года в общественное достояние;

2) в 1992 году введенный Основами гражданского законодательства 1991 года 50-летний срок охраны не распространялся на произведения, перешедшие в общественное достояние на 1 января 1992 года;

3) в 1993 году с введением в действие Закона об авторском праве 50-летний срок охраны стал применяться ко всем произведениям, 50-летний срок охраны которых не истек к 1 января 1993 года. Иначе говоря, 50-летний срок действия авторского права был распространен на произведения, уже перешедшие в общественное достояние в связи с истечением 25-летнего срока охраны, установленного ранее действовавшим законодательством;

4) в 2004 году с вступлением в силу Федерального закона от 20 июля 2004 года N 72-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах" 70-летний срок охраны был распространен лишь на те произведения, 50-летний срок охраны которых не истек на 28 июля 2004 года (т.е. правилу о новом сроке не была придана обратная сила);

5) в 2007 году с вступлением в силу части четвертой ГК 70-летний срок охраны исключительного права на произведение стал применяться к тем произведениям, 50-летний срок охраны которых не истек к 1 января 1993 года. Таким образом, Вводный закон придал правилу о 70-летнем сроке охраны обратную силу, оговорив, однако, то, что оно не применяется к произведениям, перешедшим в общественное достояние в 1993 году в связи с истечением 50-летнего срока охраны.

4. Из этого общего правила о 70-летнем сроке охраны устанавливается ряд исключений, предусмотренных п.2-5 коммент. ст. Первое из них касается произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. По понятным причинам срок их охраны не может быть основан на дате смерти их авторов. Поэтому авторское право на такие произведения действует в течение 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом их правомерного обнародования. Если, однако, автор произведения, выпущенного анонимно или под псевдонимом, раскроет свою личность в течение указанного срока или его личность не будет далее оставлять сомнений, то срок действия авторского права на это произведение будет исчисляться по общим правилам.

Законом прямо не урегулирован вопрос о последствиях раскрытия псевдонима автора и установления автора при анонимном обнародовании произведения вопреки воле автора. Например, это могут сделать наследники автора с целью увеличения срока охраны произведения. По смыслу закона при решении данного вопроса следует в первую очередь исходить из воли наследодателя, а также учитывать, мог ли пользователь произведения знать о том, кто в действительности является автором произведения.

5. Второе исключение касается произведений умерших авторов, впервые обнародованных после их смерти. В данном случае срок охраны также составляет 70 лет, которые исчисляются с 1 января года, следующего за годом его обнародования. Однако это правило действует лишь в отношении произведений, обнародованных в течение 70 лет после смерти автора. Если автор умер раньше, его необнародованные произведения переходят в общественное достояние. Но при их обнародовании у гражданина, который правомерно обнародовал или организовал их обнародование, может возникнуть смежное право публикатора (ст.1337 ГК и коммент. к ней).

Кроме того, на практике наследники иногда заключают с заинтересованными организациями договоры купли-продажи неопубликованных рукописей и иных материальных носителей как вещественных объектов. Это не противоречит закону, хотя и не является оптимальным решением проблемы, поскольку наследники лишаются возможности получать вознаграждение за повторное использование произведений и/или их использование иными организациями и т.д.

6. Пунктом 4 коммент. ст. установлено сходное с предыдущим исключение для исчисления срока охраны произведений репрессированных и посмертно реабилитированных авторов. Поскольку произведения таких авторов, как правило, запрещались к использованию и наследники, соответственно, не могли получать доходы от их использования, было бы несправедливо определять срок охраны на основании общего правила. Поэтому в данном случае 70-летний срок действия исключительного права исчисляется не с момента смерти автора, а с момента его реабилитации.

Понятия "репрессия" и "реабилитация" должны толковаться в соответствии с Законом РСФСР от 26 апреля 1991 года N 1107-1 "О реабилитации репрессированных народов" и Законом РФ от 18 октября 1991 года N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий".

Рассматриваемое исключение действует лишь в отношении произведений посмертно реабилитированных авторов. Если же автор был репрессирован, но реабилитирован при жизни, срок охраны его произведений определяется на основе общего правила. Это едва ли справедливо, поскольку в период действия незаконных репрессий произведения, как правило, не могли использоваться. Поэтому было правильным увеличить 70-летний срок действия исключительного права на весь период действия репрессий (как это сделано в п.5 коммент. ст. применительно к произведениям участников Великой Отечественной войны).

Если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права, установленный настоящей статьей, увеличивается на четыре года.

7. Пункт 5 коммент ст. предусматривает увеличение на четыре года срока действия исключительного права на произведения тех авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне или работали в этот период. Данное правило при его кажущейся простоте нуждается в дополнительных разъяснениях. Во-первых, учитывая то, как оно сформулировано, правило распространяется на любые произведения участников Великой Отечественной войны и лиц, работавших в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, включая произведения, обнародованные до, во время и после войны, произведения авторов, как погибших или умерших во время войны, умерших после войны, так и здравствующих поныне.

Во-вторых, понятием "Великая Отечественная война" охватывается период Второй мировой войны с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, т.е. война, которую вел советский народ против немецко-фашистских захватчиков и их союзников. Поэтому, например, на участников войны с Японией в 1945 года данное правило не распространяется.

В-третьих, по смыслу закона правило об увеличении на четыре года 70-летнего срока охраны действует лишь по отношению к тем авторам, которые воевали с немецко-фашистскими захватчиками и их союзниками или работали в тылу. Прежде всего это граждане России и стран бывшего Советского Союза, а также иностранные граждане, которые воевали на стороне Красной Армии или работали в тылу. Как представляется, такие авторы могли и не иметь формальный статус "Участник Великой Отечественной войны" (наличие которого, конечно, снимает все сомнения), но в случае возникновения спора должны быть предоставлены доказательства их участия или работы во время войны. На авторов, которые участвовали в Великой Отечественной войне на стороне противника или работали в его тылу, рассматриваемая льгота не распространяется.

В-четвертых, как известно, к участникам Великой Отечественной войны приравнены участники многих иных боевых действий, которые велись как на территории России, так и за рубежом. Однако на них данная льгота также не распространяется.

8. Коммент. ст. не определяет срок действия исключительного права юридических лиц, которое возникло до вступления в силу Закона об авторском праве. Последний, как известно, отказался от бытовавшего ранее признания юридических лиц авторами отдельных произведений. Часть четвертая ГК придерживается того же подхода. Однако вопрос о судьбе ранее созданных произведений, авторами которых считались юридические лица, остается до сих пор актуальным. Кроме того, он возникает в отношении сроков охраны иностранных произведений, авторами которых признаются юридические лица.

Частично данный вопрос решен в ст.6 Вводного закона, согласно которой авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано - со дня создания произведения. К соответствующим правоотношениям по аналогии применяются правила части четвертой ГК.

По-видимому, точно так же должен решаться вопрос со сроками охраны в Российской Федерации иностранных произведений, авторами которых считаются юридические лица.