1. Нормы коммент. ст. рассчитаны на случаи создания объекта авторских прав при исполнении обязательств из договора подряда, договора на выполнение научно-исследовательских работ и договора на выполнение опытно-конструкторских или технологических работ, предметом которых создание произведения не охватывается. Перечень видов договоров сформулирован в п.1 коммент. ст. исчерпывающим образом, в связи с чем случаи создания произведения лицом при исполнении обязательств из других договоров (например, возмездного оказания услуг, поручения, агентирования) под действие коммент. ст. не подпадают.
2. С 1 октября 2014 года сфера действия норм коммент. ст., как и ст.1296 ГК, расширена за счет произведений науки, литературы и искусства. В первоначальной редакции коммент. ст. также упоминались лишь два объекта авторских прав - программы для ЭВМ и базы данных. В условиях отсутствия в недавнем прошлом непосредственного регулирования отношений по использованию произведений, созданных по указанным договорам, прямо не предусматривающим их создание, к таким договорам, заключенным до 1 октября 2014 года, нормы коммент. ст. следует применять по аналогии закона.
Также следует учитывать, что нормы коммент. ст., как и нормы ст.1296 ГК, не распространяются на отношения, возникающие из государственных и муниципальных контрактов. На отношения из данных договоров распространяются нормы ст.1298 ГК (см. коммент. к ней).
3. В соответствии с п.1 коммент. ст. исключительное право на произведение, созданное при исполнении указанных договоров, принадлежит исполнителю. Данное правило является прямо противоположным по отношению к правилу, закрепленному предыдущей статьей применительно к произведениям, созданным по договору заказа. Поскольку в данном случае основной интерес заказчика, выраженный в предмете договора, направлен не на создание исполнителем объекта авторских прав, а на совершение иных полезных действий, логично, что в случае фактического создания произведения исключительное право по общему правилу к нему не переходит.
Рассматриваемая норма является диспозитивной. Договором может быть предусмотрено, что исключительное право принадлежит заказчику либо заказчику и исполнителю совместно.
Законом не определен момент перехода исключительного права к заказчику в случаях, когда договором предусмотрена принадлежность исключительного права ему. О возможных вариантах решения данного вопроса см. коммент. к ст.1296 ГК.
4. Принадлежность по общему правилу исключительного права исполнителю не означает, что заказчик не вправе использовать созданное произведение. Согласно ч.2 п.1 коммент. ст. заказчику принадлежит право безвозмездного использования произведения в течение всего срока действия исключительного права.
Для возникновения рассматриваемого права заказчику нет необходимости заключать лицензионный договор с исполнителем. По смыслу закона данное право возникает у него в момент сдачи-приемки произведения.
Как и аналогичное право исполнителя, предусмотренное п.3 ст.1296 ГК, данное право по своему содержанию ограничено целями, для достижения которых был заключен договор. При этом в отличие от аналогичного правила п.3 ст.1296 ГК данная норма была предусмотрена в первоначальной редакции коммент. ст.
Рассматриваемое право заказчика носит строго личный характер и не может быть передано третьим лицам.
Норма ч.2 п.1 коммент. ст. является диспозитивной, в связи с чем договором между заказчиком и исполнителем содержание права может быть расширено (например, заказчику предоставлено право использования произведения в любых целях и любым способом) либо, напротив, заказчик может быть лишен данного права либо данное право может быть ограничено способами, целями, сроком, территорией использования и т.п.
5. Если в силу договора исключительное право на произведение принадлежит заказчику или выгодоприобретателю, в пользу которого заключен договор, исполнителю согласно п.2 коммент. ст. принадлежит право безвозмездного использования произведения в течение всего срока действия исключительного права. Данное право принадлежит исполнителю в силу закона, заключение лицензионного договора между заказчиком и исполнителем не требуется.
Как и в аналогичной норме, содержащейся в п.2 ст.1296 ГК, принадлежащее исполнителю право использования не ограничено способами использования, но ограничено целями использования - "для собственных нужд". Соответственно исполнитель вправе использовать произведение для обеспечения своей текущей деятельности и не вправе заниматься коммерческим использованием произведения, использовать произведение для удовлетворения интересов третьих лиц (подробнее см. об этом коммент. к ст.1296 ГК).
Норма о данном праве исполнителя является диспозитивной. Договором с данного права может быть снято ограничение по целям использования. Например, исполнителю может быть предоставлено право использования произведения любым способом по его усмотрению без привязки к его собственным нуждам. В то же время договором исполнитель может быть лишен данного права либо данное право может быть ограничено способами, целями, сроком, территорией использования и т.п.
6. В п.4 коммент. ст. законодатель подтверждает принадлежность авторам, являющимся работниками исполнителя и участвовавшим в создании произведения, права на вознаграждение за служебное произведение, предусмотренное ст.1295 ГК (см. коммент. к ней).
Если исполнитель привлек автора к созданию произведения на основании гражданско-правового договора, то на отношения между ними распространяются нормы о договоре авторского заказа (см. коммент. к ст.1288, 1289 ГК).
Участвовавшим в создании произведения авторам принадлежат также личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения.